Строительный блокнот Модификация коротковолновой радиостанции Нижняя часть секции Рис.3 го каретку опускают вниз, устанавливают следующую секцию и затем поднимают ее, выдвигая ранее поднятую секцию. В верхнем положении каретки секция фиксируется упорами 6. Для стыковки между собой секции имеют на торцах конусные поверхности со штырем на одном конце и втулкой на другом. При установке мачты на крыше дома необходимо использовать опорную плиту. Если в качестве опорной плиты используется просто стальной лист (а не штатная плита), то для предотвращения возможного сдвига мачты в нижней точке необходимо приварить уголки-упоры 1 (рис. 2). Обычно поверхность крыши имеет небольшой скат в сторону водостоков. В этом случае для придания мачте строго вертикального положения под основание подъемника (но не опорной плиты) необходимо подложить швеллер 2 ил набор стальных полос необходимой толщины (рис. 2). Подъемник укрепляется растяжками в четырех направлениях. Конечно предпочтение следует отдать штатным растяжкам: мощные изоляторы и способ заделки троса трудно повторить в радиолюбительских условиях. Но если штатных растяжек нет, то их придется изготовить самостоятельно. Не стоит пытаться заменить стальной трос каким-либо другим материалом равно как и экономить на растяжках или количестве ярусов. Вообще к изготовлению этого узла следует отнестись особенно ответственно: последствия падения сооружения высотой около десяти метров и весом около полтонны (автор использу- Рис. 4 ет только 3 выдвижные секции) могут быть весьма плачевными. Диаметр троса должен быть не менее 5 мм. Наиболее простой способ заделки троса у изоляторов, в местах крепления к подъемнику и основанию крыши, показан на рис.3. На некоторых секциях нет штатных узлов крепления оттяжек, в этом случае необходимо с четырех сторон нижней части секции приварить стальной пруток 1 диаметром 10 мм и к нему крепить оттяжки 2 (рис. 4). Конструкция мачты однозначно определяет верхнее местоположение двигателя -редуктора: он должен монтироваться и демонтироваться с мачты без демонтажа антенны. Это означает, что антенна должна иметь самостоятельный отдельный узел вращения. На рис.5 и рис.6 показаны эскиз и конструкция узла сопряжения - антенна-редуктор .Узел состоит из двух разъемных частей со шлицевым соединением. Верхняя часть узла (рис.5) смонтирована на пластине 8, приваренной к торцевой поверхности верхней секции и представляет собой ступенчатый вал 1 опирающийся на подшипник 4. Сверху к валу 1 приваривается траверса антенны (это удобно, например, для двойных квадратов ), либо швеллер, в котором крепиться траверса для тяжелой антенны типа волновой канал . Так как вся тяжесть антенны ложится на подшипник 4, предпочтительным является применение упорных
Рис.5 подшипников, но возможно применение и обычных радиальных. Подшипник приваривают в нескольких точках к пластине 8. Так конечно, подшипники профессионалы но крепят, но это самый простой и надежный способ крепления, вполне подходящий для любительских условий. Важно только как можно меньше его нагревать при сварке. Нижняя часть узла (рис. 5, деталь 2) крепится на валу редуктора и фиксируется с помощью шпонки. На валу редуктора, рекомендуемого автором, уже имеется съемный металлический цилиндр со шпоночным соединением. Этот цилиндр вкладывается в отверстие 5 и закрепляется в нескольких точках сваркой. Выступ 7 предназначен для предотвращения попа- дания воды внутрь редуктора. Детали 1 и 2 соединяют болтом или шпилькой (рис.б, вид А-А). Все размеры узлов не критичны, но нельзя делать узел вращения миниатюрным, так как весь крутящий момент от ветровой нагрузки (особенно если у антенны большая парусность) будет приложен к нему. Диаметр вала узла не должен быть меньше 40 мм. Для вращения антенны автором используется механизм МЭО - 40/60 - 0,63 -82 (далее по тексту - редуктор), применяемый для открывания-закрывания воздуховодов принудительной вентиляции (рис. 6). Преимущества этого механизма налицо; - напряжение питания - 220 В, 50 Гц; - встроенный червячный редуктор обеспечивает вращение антенны со скоростью 360 градусов за 1 минуту; - герметичное исполнение. Габариты двигателя позволяют разместить его внутри секции мачты. Для этого с одной из ее сторон необходимо отрезать наклонно расположенный уголок. Для крепления двигателя внутри секции приваривают стальную площадку (рис.5, дет. 10) с отверстиями, совпадающими с отверстиями крепления на двигателе. При этом важно выдержать строгую соосность узла вращения антенны с валом двигателя. Подшипник 9 - любого типа. Питание и сигналы управления на двигатель подаются через 30-и контактный разъем 8 (рис. 6). В отдельном отсеке смонтирован узел управления двигателем (в частности - четыре концевых выключателя), которые можно задействовать для простейшего указателя направления излучения антенны. Если этот узел убрать, то на его месте можно установить сельсин-датчик 7 (рис. 6), что, конечно, предпочтительно. Рис.6 Подключение сельсинов и схема управления (рис. 7)заимствована, с некоторыми изменениями, из книги Любительская связь на КВ (Степанов Б.Г., Лаповок Я.С, Ляпин Г.Б., М,: Радио Сельсин-датчии НЭД-Ю, 50В, 50Гц ВЗ Сельсин-приемник НЭД-,01 50В, 50Гц 03 и-ЗЧВ I=D,6ZA ir-zw6; 1=о,бА зи РеВуктор мэо-чо/60-0,63-82 ZZOB Рис.7
|