Главная  Материалы 

 

Строительные битумы

 

Основанием для разработки стройгенплана служит генеральный план (генплан) строящегося здания, сооружения или комплекса. Различают общеплощадочный стройгенплан, охватывающий территорию всей строительной площадки (микрорайона, строящегося предприятия), и объектный, включающий только территорию, необходимую для возведения отдельного здания или одного объекта строящегося комплекса.

 

Общеплощадочный стройгенплан входит в состав ПОС и представляет собой план строительства всего комплекса объектов и размещения на строительной площадке временных зданий и сооружений, постоянных и временных коммуникаций и разрабатывается проектной организацией для генерального подрядчика. Общеплощадочный стройгенплан может проектироваться для подготовительного и основного периодов строительства и, как вариант, для основного периода строительства с выделением объектов, сооружаемых в подготовительный период.

 

Его выполняют в том же масштабе, что и генплан, и приводят на нем экспликацию постоянных и временных зданий. В пояснительной записке дают все необходимые расчеты и технико-экономические обоснования к стройгенплану, в том числе расчет потребности в воде, энергетических ресурсах на периоды строительства и эксплуатации.

 

Объектный стройгенплан входит составной частью в ППР, разрабатывается со значительно большей степенью детализации, проектируется самой строительной организацией или по ее заказу институтами Оргтехстроя. На объектном стройгенпла-не уточняют и детализируют решения, принятые на площадочном стройгенплане. Объектный стройгенплан может разрабатываться для нескольких стадий строительства: подготовительной, производства работ «нулевого цикла», на монтажный цикл, отделочные и кровельные работы.

 

Назначение стройгенпланов — разработка и осуществление наиболее эффективной модели организации строительной площадки, обеспечивающей наилучшие условия для высокопроизводительного труда работающих, оптимальную механизацию строительно-монтажных процессов, эффективное использование строительно-монтажных машин и транспортных средств, соблюдение требований охраны труда.

 

На стройгенплане должен быть нанесен в масштабе контур возводимого здания и всех существующих и проектируемых на данной площадке сооружений. Должны быть показаны существующие и проектируемые сети и коммуникации, в том числе имеющиеся железнодорожные пути и автодороги.

 

В зависимости от разработанной технологии производства работ по возведению каркаса здания на стройгенплане размещают склад конструкций, при необходимости площадку укруп-нительной сборки. Для подвозки материалов и конструкций на склад используют существующие дороги, при необходимости проектируют временные проезды, покрытие которых специально оговаривается в ППР. На стройгенплане должны быть указаны стоянки и пути движения самоходных механизмов и кранов, подкрановые пути под башенные краны. Должны быть указаны опасные зоны при монтаже конструкций и ограждение или расположение знаков-указателей опасных зон.

 

От временной трансформаторной подстанции на стройгенплане должны быть показаны основные электромагистрали для освещения строительной площадки, освещения зоны производства работ, работы сварочных аппаратов, силовой кабель для подключения монтажного крана, места врезки в электросеть объектов бытового городка. Освещенность строительной площадки должна быть не менее 2 лк, зоны производства работ—15 лк, территории складских площадей — 10 лк. Освещение площадки осуществляют с помощью вышек, на которых закреплены прожекторы требуемой мощности.

 

Для организации производства работ на строительной площадке должны быть предусмотрены складские помещения для хранения материалов, оборудования, инструмента, спецодежды и т. п. Должны быть запроектированы помещения для переодевания, обогрева, приема пищи, душевые, туалеты, помещения Для сушки одежды. Для этих целей рационально использовать Уже существующие помещения, задействовать инвентарные помещения или вагончики.

 

Вопросы пожарной безопасности должны быть решены для всей строительной площадки. Вокруг строящегося объекта необходимо предусмотреть противопожарную сеть с гидрантами, расположенную вблизи запроектированных на стройплощадке проездов. Территория строительства должна быть огорожена, иметь организованные въезд и выезд, в зоне выезда должен быть организован пункт мойки колес.

 

Объектный стройгенплан

 

Стройгенплан при его разработке должен быть увязан со всеми организациями, которые задействованы в строительстве объекта, согласован с основными исполнителями — монтажной организацией и генподрядчиком.

 

В составе стройгенплана на монтаж многоэтажного здания должны быть ( 3. :

 

1 — прорабская;

 

2 — инвентарные бытовые помещения для рабочих;

 

3 — столовая;

 

4 — душевая, помещения для сушки одежды;

 

5 — туалет;

 

6 — материальный склад;

 

7 — склад лифтового оборудования;

 

8 — склад сантехнического оборудования;

 

9 — площадка для грузозахватных приспособлений и тары;

 

10 — площадка для приема раствора и бетона;

 

11 — площадки для разгрузки автотранспорта;

 

12 — противопожарный водопровод с гидрантами;

 

13 — башенный кран;

 

14 — подкрановые пути — рельсовый путь крана с ограждениями;

 

15 — площадка складирования конструкций;

 

16 — площадка для стоянки строительных машин и механизмов;

 

17 — временные автомобильные дороги;

 

18 — временный забор с двумя воротами и проходными;

 

19 — строящееся здание;

 

20 — временная трансформаторная подстанция;

 

21 — вводы и сети постоянных и временных коммуникаций;

 

22 — осветительные мачты;

 

23 — зона мойки автомобилей;

 

24 — монтажные подъемники;

 

25 — площадка мусорных контейнеров;

 

26 — знаки закрепления основных осей здания.

 

Основные правила проектирования стройгенпланов:

 

Решения, принятые на стройгенплане, должны быть увязаны с генпланом, со всеми разделами ПОС (ППР).

 

Принятые обозначения должны соответствовать действующим нормативным документам.

 

Все объекты стройгенплана должны быть наиболее рационально размещены на площадке, отведенной под строительство.

 

Должна быть предусмотрена рациональная организация грузовых и людских потоков.

 

Временные здания и установки располагают на территории, не предназначенной под застройку до окончания строительства.

 

Объемы временного строительства должны быть минимальными за счет использования имеющихся постоянных зданий, дорог и подземных коммуникаций.

 

Для временных зданий следует использовать сборно-разборные инвентарные передвижные вагончики и контейнеры.

 

Склады сборных конструкций и массовых материалов необходимо располагать у мест их наибольшего потребления.

 

Размещение кранов должно гарантировать выполнение всех строительно-монтажных работ по принятой технологии и соблюдение графиков строительства.

 

1 Приобъектные склады располагают в зонах работы кранов и в непосредственной близости от дорог.

 

1 Строительную площадку во избежание доступа посторонних лиц необходимо оградить.

 

1 Необходимо обеспечить безопасное и безвредное осуществление работ, соблюдение санитарных и экологических норм.

 

1 Должны быть гарантированы противопожарная безопасность, освещение проходов, проездов и рабочих мест.

 

Дополнительные рекомендации по проектированию стройген-планов:

 

- временные здания и складские помещения располагают таким образом, чтобы исключить взаимное неблагоприятное воздействие в санитарном отношении;

 

- временные здания, сооружения и установки размещают на строительной площадке вблизи постоянных инженерных сетей и транспортных коммуникаций;

 

- при выборе места расположения подсобно-вспомогательных объектов исходят из минимума затрат на устройство временных инженерных сетей, временных подъездных путей и пешеходных дорожек;

 

- открытые склады конструкций, материалов и оборудования располагают в зоне действия монтажного крана;

 

- склады горючих и сгораемых материалов размещают на расстоянии не менее 20...30 м от других объектов;

 

- площадки для укрупнительной сборки конструкций и оборудования устраивают в местах, обеспечивающих безопасный способ доставки укрупненных блоков в зону монтажа;

 

- служебные здания, помещения, вагончики — прорабскую, диспетчерскую, комнату отдыха, санитарно-бытовые помещения располагают ближе к входу на строительную площадку;

 

- дороги на стройплощадке устраивают кольцевыми с объездами, площадками для разворота и разъезда автомобилей;

 

- постоянные инженерные сети рекомендуется размещать в едином коллекторе (в специальных технических полосах), вне проезжей части дорог и подкрановых путей;

 

- временные, особенно размещаемые на земле или низко над землей сети не должны располагаться в пределах трассы постоянных сетей.

 

Битумы — остаточный продукт при получении из нефти горючих (бензин, керосин и т.п.) и смазочных (минеральные масла) материалов. Природные битумы и асфальтовые породы также образовались как остаток при естественной перегонке нефти, вытекающей на поверхность земли, и последующего окисления.

 

На свойства битума сильно влияет температура. С повышением температуры твердые битумы постепенно размягчаются и превращаются в вязкие жидкости, а при понижении — переходят в твердое хрупкое состояние, т.е. битумы термопластичны. Битумы хорошо растворяются в большинстве органических растворителей, особенно в углеводородах (бензине, керосине и т.п.).

 

Общие сведения. Битумы — наиболее распространенный вид органических вяжущих веществ, характеризующихся высокой адгезией (прилипаемостью) к другим строительным материалам, водостойкостью и водонепроницаемостью. В зависимости от области применения различают кровельные, дорожные и строительные битумы.

 

Твердость битумов. Твердость определяют по глубине проникновения в битум иглы на стандартном приборе -пенетрометре — при температуре 25 °С в течение 5 с.

 

В состав битумов входит сложная смесь высокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных в виде твердых частиц, смол и масел. По строению битумы представляют собой коллоидные системы, в которых мельчайшие твердые частицы находятся во взвешенном состоянии в среде вязких масел. Масла обеспечивают битуму гидрофобность и пластичность при положительных температурах, смолы — адгезионные свойства, а асфальтены — твердость и теплостойкость. От соотношения этих трех компонентов зависят свойства битума.

 

Аморфное строение и сложный состав битумов предопределяют методы оценки их свойств. Чтобы определить марку битума, необходимо провести четыре различных испытания: определить твердость, растяжимость, температуру размягчения и температуру вспышки.

 

1 столик; 2 игла; 3 зажимное устройство; 4 — иглодержатель; 5 циферблат; 6 стрелка; 7 штанга; 8 — кронштейн; 9 штатив; 10 — зеркало; 11 — подставка

 

Пенетрометр ( 18. состоит из металлического штатива 9 с подставкой 11, на которой размещен столик, регулируемый по высоте.

 

Циферблат пенетрометра градуирован таким образом, что 1° шкалы циферблата соответствует погружению иглы на 0,1 мм.

 

1 Пенетрометр:

 

Острие иглы подводят к поверхности битума. Для более точного фиксирования момента соприкосновения иглы с битумом на него можно положить кусочек тонкой белой бумаги. Затем штангу 7 подводят к верхнему краю иглодержателя, а стрелку на циферблате ставят на нулевую отметку. Нажимая на кнопку зажимного устройства 3, включают секундомер. Через 5 с кнопку отпускают. После этого штангу 7 вновь опускают до соприкосновения с иглодержателем. При этом стрелка на циферблате пенетрометра покажет глубину погружения иглы (в 0,1 долях мм).

 

На штативе помещается кронштейн, в нижней части которого находится зажимное устройство. Верхняя часть кронштейна снабжена циферблатом со стрелкой, которая передвигается вверх и вниз в зависимости от движения штанги. К штанге сбоку прикреплена зубчатая рейка, которая через шестерню приводит в движение стрелку. Конец штанги упирается в верхнюю часть иглодержателя, в нижней части которого укреплена игла. Иглодержатель с грузом и иглой весит 100 г. При нажатии на кнопку зажимного устройства иглодержатель с иглой может свободно перемещаться под действием собственного веса. Внизу штатива расположено зеркало, позволяющее точно устанавливать конец иглы над поверхностью битума.

 

Испытание выполняют три раза в разных точках поверхности образца битума, отстоящих не менее чем на 1 см от краев чашки и одна от другой. Среднее арифметическое результатов трех определений дает значение глубины погружения иглы для данной пробы битума. Расхождение между результатами параллельных погружений не должно превышать 5% от величины меньшего из них.

 

Иглу пенетрометра длиной 50,8 мм, диаметром 1 мм, изготовленную из нержавеющей стали, тщательно полируют. Нижняя часть иглы длиной 6,35 мм заточена на конус; диаметр нижнего конца иглы 0,15 мм. Перед испытанием пробу битума обезвоживают, расплавляя его на песчаной бане и выдерживая до прекращения вспенивания. Затем расплавленный битум заливают в медную или латунную чашку слоем высотой не менее 35 мм. После охлаждения битума до температуры 18 22 °С чашку с битумом помещают в термостат при температуре (25 + ±0, °С и выдерживают в нем 1 ч до испытания. Затем чашку с образцом битума вынимают из термостата и переносят в плоский сосуд (кристаллизатор), наполненный водой температурой 25 °С, который ставят на столик пенетрометра.

 

При определении растяжимости измеряют предельные деформации битумных образцов-восьмерок, растягиваемых с постоянной скоростью 5 см/мин при температуре 25 °С. Для испытания применяют прибор — дуктилометр.

 

После каждого погружения иглу протирают бензином и тщательно вытирают насухо.

 

Растяжимость. Способность битумов под влиянием растягивающей силы удлиняться без нарушения сплошности (т.е. без образования трещин и разрывов) называется растяжимостью. Это свойство имеет большое значение в тех случаях, когда битум используют для создания непроницаемых покрытий (например, гидроизоляционных). Поэтому при прочих равных показателях предпочтение отдается битумам с большей растяжимостью.

 

а дуктилометр: б разборная форма: 1 ящик: 2 винт; 3 салазки; 4 гайка; 5 -образец битума; б — неподвижная опора; 7 — редуктор; 8 — электродвигатель; 9 — стрелка; 10 —

 

Дуктиломвтр ( 18.2, а) представляет собой пластмассовый или деревянный ящик, обитый изнутри оцинкованной жестью. Образцы-восьмерки 5 в захватах устанавливают одним концом на неподвижной опоре 6, а другим — на подвижных салазках 3.

 

При включении электродвигателя начинает вращаться винт. Гайка, установленная на винте и прикрепленная к подвижным салазкам, при вращении винта движется по нему вместе с салазками. При этом образцы начинают растягиваться. На противоположной от винта стороне вдоль ящика установлена металлическая линейка, по которой с помощью стрелки, закрепленной на салазках, можно фиксировать растяжение.

 

1 Определение растяжимости битума:

 

Расплавленный битум наливают в формы от одного конца к другому с некоторым избытком. После охлаждения до 18 22°С избыток битума срезают горячим острым ножом и образец помещают на 1,5 ч в термостат при температуре (25 ±0, °С.

 

линейка

 

Образец, установленный в дуктилометр, подвергают растяжению со скоростью 5 см/мин. По линейке 10 измеряют удлинение образца в сантиметрах в момент разрыва. Определение проводят на трех образцах. За растяжимость данной пробы битума принимают среднее арифметическое значение трех определений.

 

Образцы-восьмерки изготовляют в латунных или медных разборных формах ( 18.2, . Пробу битума расплавляют в фарфоровой чашке, процеживают через сито № 05 (50 отв/см и хорошо перемешивают. Форму в собранном виде помешают на металлическую пластинку, которую предварительно вместе с боковыми частями формы с внутренней стороны покрывают смесью талька и глицерина состава 1:3 во избежание прилипания к ним битума.

 

В дуктилометр наливают воду температурой (25±0, °С с таким расчетом, чтобы она покрывала формы с битумом не менее чем на 25 мм. Образцы, прошедшие термостатирование, помешают в прибор, закрепляя формы на штифтах неподвижной опоры 6 и салазок При этом боковые части форм должны быть сняты. Вода в дуктилометре нужна не только для поддержания температуры во время испытаний, но и для того, чтобы битумы, имеющие большую растяжимость и вытягивающиеся при испытании в тонкую нить, не рвались под действием собственного веса (плотность битумов 0,8 1,1 г/см3 близка к плотности воды и поэтому битумы в воде находятся практически во взвешенном состоянии).

 

а — прибор; б — кольцо с битумом и шариком до испытаний; в — кольцо и шарик в момент размягчения битума; 1 стакан; 2—4- диски; 5 — термометр; 6 — стержни

 

Температура размягчения. Переход из твердого состояния в жидкое у битумов, имеющих сложный состав и аморфное строение, происходит не так, как у однородных кристаллических веществ при определенной температуре, называемой температурой плавления, а постепенно, в довольно большом интервале температур.

 

Прибор для определения температуры размягчения по методу КиШ ( 18.3, а) состоит из трех металлических дисков 2,3 и 4, укрепленных на определенном расстоянии один от другого с помощью металлических стержней Два нижних диска 2,3 расположены на расстоянии 25,4 мм один от другого. В отверстие в середине верхнего диска 4 вставляют термометр 5, ртутный шарик которого устанавливают на уровне среднего диска. Термометр должен быть рассчитан на температуру до 160 °С.

 

1 Определение температуры размягчения битума по методу «Кольцо и Шар»:

 

Поэтому при испытании битумов определяют температуру их размягчения. Момент размягчения фиксируют специальными приборами по появлению у битума свойств жидкого тела. Температура размягчения — условная величина, зависящая не только от качества битума, но и от метода ее определения. По ГОСТ 6617-76* температуру размягчения битума определяют по методу «Кольцо и Шар» (КиШ).

 

1 — газовая горелка; 2 — тигель с песком; 3 — зажигательное приспособление; 4 — термометр; 5 — штатив; 6 — тигель с битумом

 

В среднем диске расположены два отверстия, в каждое из которых вставляют латунные кольца внутренним диаметром 15,88 мм, высотой 6,25 мм, предварительно з 8 мм.

 

Во внутренний тигель погружают термометр в вертикальном положении, причем ртутный шарик должен находиться в центре тигля приблизительно на одинаковом расстоянии от дна тигля и от уровня битума. Прибор и все его части устанавливают и закрепляют в штативе.

 

1 Прибор для определения температуры вспышки битума:

 

За температуру вспышки битума принимают температуру, показываемую термометром при появлении синего пламени хотя бы над частью его поверхности. При испытании нужно избегать движения воздуха и яркого освещения, чтобы не затруднять наблюдение за моментом вспышки.

 

Испытуемый битум расплавляют и наливают в тигель так, чтобы уровень его не доходил до края тигля на 12 мм для битумов с ожидаемой температурой вспышки до 210 °С и на 18 мм для битумов с ожидаемой температурой вспышки выше 210 °С.

 

Наружный тигель нагревают пламенем газовой горелки со скоростью 10 °С в минуту. За 40 °С до ожидаемой температуры вспышки скорость нагревания уменьшают до 4 °С в минуту; за 10 °С до ожидаемой температуры вспышки медленно проводят пламенем зажигательного приспособления 3 по краю тигля на расстоянии 10 14 мм от поверхности битума и параллельно этой поверхности. Длина пламени должна быть 3 4 мм; время продвижения пламени от одной стороны тигля до другой составляет 2 3 с.

 



Песколовки. Санитарно-химические показатели загрязнения сточных вод. "шлягер" каркаса. Систематизация факторов. Системы водоотведения на подтапливаемых территориях. Склады арматурной стали. Скользящая опалубка.

 

Главная  Материалы 



0.0092