Главная Материалы
Технологическое обеспечение проектирования Технологические свойства выражают способность материала к восприятию технологических операций, выполняемых с целью изменения его формы, размеров, характера поверхности, плотности и др. Эти свойства определяются числовыми значениями или визуальным осмотром с оценкой способности материала к формуемости (жесткие, пластичные и литые смеси), раскалываемости, шлифуемости, полируемости, дробимости, гвоздимости (удерживанию гвоздя при силовых воздействиях) и другим показателям технологических качеств. Для оценки свойств разработаны и, как правило, стандартизированы специальные методы и приборы, установлены определенные температурные условия для испытаний, скорости нагружения образцов и т. п. Строительные материалы и изделия обладают многообразными свойствами, между которыми имеются не только различия, но и теснейшая взаимосвязь. Она нередко позволяет оценивать качественные показатели по другому свойству или комплексу других свойств того же материала. Так, например, на 3.4, а показана зависимость теплопроводности от средней плотности органических и неорганических материалов разной влажности, а на 3.4, б — зависимость предела прочности при сжатии от средней плотности известняков в сухом состоянии. Этим и другим аналогичным графическим зависимостям могут быть приданы математические выражения в виде эмпирических формул с определением по ним числовых значений свойств, если заданы или известны другие. Четко выраженная закономерная взаимосвязь структурочувст-вительных свойств производится при оптимальных структурах. Экстремумы числовых значений этих свойств размещаются практически на одной прямой линии в плоскостной системе координат «свойства — структурный показатель», образуя общий створ из экстремумов свойств. Такая закономерность получила название закона створа. Поэтому необходимо классифицировать изделия по степени общности и сходству производственных процессов. Рассмотрим классификацию мебели по характеру производства, виду применяемых материалов и способу их обработки. По виду применяемых материалов различают мебель на основе древесины и древесных материалов, пластмасс, металлов, ткани и кожи, а также их сочетаний (см. схему 2. . Технология производства мебели отличается организацией технологического процесса, характером и объемом выпускаемой продукции. Это связано с отысканием таких эксплуатационно-технических параметров и конструктивных особенностей изделий, которые в той или иной степени требуют применения в производственном процессе определенных технологических приемов, технологического оборудования, оснастки, инструмента и т. п. Мебель из пластмасс подразделяют на литую, основные детали которой изготовлены литьем в опорную форму термопластичных материалов; формованную, изготовленную контактным формованием на основе стеклопластиков ( 2.9 или напылением рубленого стеклянного жгута, смешанного с полиэфирными смолами, пневматическим или вакуумным формованием листовых термопластов ( 2.9 , беспрессовым формованием жестких пенопластов; склеенную, изготовленную склеиванием элементов из пластмасс друг с другом, с древесиной или металлом. По характеру производства мебель подразделяют на экспериментальную, серийную и массовую. Мебель, малые формы в мебели из ткани и кожи подразделяют на шитые и надувные, основные детали которых изготовлены из специальных тканей, кожи методом шитья или склеивания, вулканизации, сварки с одновременным или последующим заполнением емкостей эластичными материалами или газообразными наполнителями, жидкостями; комбинированные во взаимосвязи различных материалов и технологий их производства. По способу обработки применяемых материалов, т.е. технологическим условиям изготовления изделий, мебель из древесины и древесных материалов подразделяется на столярную ( 2.9 , изготовленную путем механической обработки заготовок на деревообрабатывающих станках, резанием с последующим соединением их в сборочные единицы, гнутую ( 2.9 и гнутоклееную ( 2.9 , основные детали которой изготовлены методов гнутья и гнутья с одновременным склеиванием; плоскоклееную, основные детали которой получены методом плоского прессования с одновременным склеиванием нескольких слоев шпона; прессованную ( 2.9 из измельченной древесины, древесного волокна, бумаги или картона; плетеную ( 2.9 , основные детали которой изготовлены методом плетения. Мебель из металла различают литую, основные детали которой изготовлены литьем из легких и цветных сплавов; штампованную из листовой стали, сварную из прокатной стали, гнутую из профильного проката и др. Для формирования метода освоения выразительных возможностей технологии рассмотрим трансформации предметного содержания в зависимости от функциональной ориентации предмета, исходя из которой элементы предметного содержания (материал, форма, конструкция, технология) приобретают различные смысловые нагрузки. Каждый из названных элементов имеет четырехкратное качественно различимое представление. а — кресло, б — схема формирования детского кресла-качалки из одной ясеневой доски 2.9 Серия стульев столярных «Фрегат». Дизайнер О. Рыжиков 2.9 Мебель с использованием гнутоклееных элементов: 2.9 Гнутая мебель. Дизайнер М. Тонет: а — шезлонг (дизайнер Д. Атзон); б — кровать (дизайнер Е. Кхигио) 2.9 Игровые объемы для детей из плоских картонных элементов (Хюбнер, Хустер, Хайзерман — ФРГ) 2.9 Мебель для сидения плетеная. Дизайнер Г. Траваза Так, форма в зависимости от уровня функции предмета способствует раскрытию знаково-выразительного, утилитарно-эксплуатационного, функционально-технического или производственно-технологического содержания. При этом технология и материал выступают носителями функции и выразителями конструкции предмета через построение его структуроопосредованной формы. Вместе с тем технология, обеспечивающая материализацию знако-во-выразительных характеристик, отличается арсеналом средств от технологии, обеспечивающей материализацию утилитарно-эксплуатационных, функционально-технических или производственно-экономических параметров. 2.9 Кресло цельноформованное из пластмассы с накладной подушкой сиденья. Дизайнер П. Гоуте Разработка серии изделий или наборов мебели требует единого технологического кода, обеспечивающего ее внедряемость в рамках одного производственно-технологического процесса. Под серией понимается группа или ряд предметов однородных или обладающих общим объединяющим их признаком. 2.9 Кресло цельноформованное из пластмассы с накладным блоком сиденья-спинки. Дизайнер X. Данинос Конечный результат серийного проектирования — создание потребительской серии. Пример такой разработки — серия стульев «Арбалет» ( 2.9 . Целенаправленное последовательное взаимодействие традиционных и новых промышленных материалов, конструкций и преобразующих их технологий выявляет новые формы, их формообразующие характеристики, возможности в передаче содержания ( 2.9 . Пример Гакой программы для стульев и кресел — «Бумеранг» ( 2.10 . Базовыми неизменяемыми элементами в программе Принцип серийности предполагает создание такой базовой модели, на основе элементов которой возможно производить ряд однородных предметов, структурное и морфологическое различие которых обращено: по отношению к проектированию — алгоритмизацией средств и методов решения проектных задач; по отношению к производству — качественной стороной организации сборочных работ; по отношению к потребителю — количественной и качественной сторонами разнообразия мебели. 2.9 Влияние технологий изготовления на формообразование стула: Широкое использование модельных вариаций конструктивных, отделочных и функциональных характеристик изделий позволяет создавать проектные программы выпуска мебели. а— стул «Zig-zag» (дизайнер Г. Ритвельд); б — стул «276-S» (дизайнер В. Пантон); в — стул (дизайнер В. Пантон) «Бумеранг» приняты бумерангообразные детали — задняя ножка, локотник, передняя ножка, переходящая в стойку спинки, и про-ножка. Остальные элементы сиденья — их цвет, текстура и фактура облицовки, а также планки спинки являются вариантными. Рациональная система взаимозаменяемости элементов данных изделий, приемы варьирования схем компоновки и способов отделки обеспечивают модельное разнообразие продукции. 2.9 Серия стульев «Арбалет». Дизайнер Ю. Случевский Современное направление в дизайне интерьера — создание среды как единой трансформирующейся системы оборудования, позволяющей по-разному членить пространство и формировать в нужном месте оборудование нужного функционального процесса, в минимальные сроки менять пространственное решение помещения, приближая его к оптимальному использованию. Это требует широкой рационализации функциональных комплектов, их комплектации элементами внутреннего оборудования, применения приемов развертывания и компактного складирования, разнообразных систем трансформации их внешнего облика, поиска новых типов и видов мебели ( 2.10 . 2.10 Фрагмент программы стульев и кресел «Бумеранг». Дизайнер А. Шевченко 2.10 Система секций «Мебар», монтирующихся на стенках и потолке в виде откидных щитовых элементов. Программное проектирование и проектная программа на его основе — хорошие предпосылки проектирования технологических процессов для подготовки производства, управления им при непрерывном обновлении ассортимента мебели, а также оценки перспектив развития их форм с учетом достижений передового отечественного и зарубежного опыта. Дизайнеры Н. Лучкова, А. Сикачев, А. Блехман
Песколовки. Санитарно-химические показатели загрязнения сточных вод. "шлягер" каркаса. Систематизация факторов. Системы водоотведения на подтапливаемых территориях. Склады арматурной стали. Скользящая опалубка. Главная Материалы 0.0033 |