![]() | |
Главная Материалы
Возведение высотных сооружений в монолитном исполнении Высотными называют сооружения, высота которых намного превышает их размеры в поперечном сечении. Такие сооружения работают на восприятие преимущественно горизонтальных нагрузок, основной из которых является ветровая. К высотным сооружениям относят вытяжные трубы (вентиляционные и дымовые), опоры антенных сооружений радио и телевидения, метеорологические вышки, опоры воздушных линий электропередач и т. п. Высотные сооружения необходимы не только для многих крупных промышленных предприятий. Без них невозможны дальнейшее развитие теле- и радиокоммуникаций, передача электроэнергии на большие расстояния. Высокие трубы способствуют улучшению экологической обстановки. Назначение дымовых и газоотводящих труб известно, мачты обычно применяют для линий электропередач, они специфичны с точки зрения их работы, восприятия нагрузок, наличия фарфоровых изоляционных гирлянд, опасности поражения током. Башни обычно используют для средств связи, часто их оборудуют передатчиками теле- и радиопрограмм, телефонных систем. Башня — вертикально и свободно стоящее высотное сооружение, жестко защемленное в основании, что достигается ан-керовкой ствола башни к фундаментам, и не требующая по этой причине оттяжек. В большинстве случаев башни проектируют в виде пространственных конструкций, имеющих форму призмы или пирамиды, часто с небольшими переломами в очертании поясов по высоте. Башни представляют собой решетчатые конструкции из трубчатых, прокатных или сварных профилей. Предпочтительнее трубчатое, а не из проката решение башни, так как у труб коэффициент аэродинамического сопротивления ветру меньше, что позволяет выполнить более тонким сечение конструкции. Поперечное сечение — треугольник, квадрат, шестигранник, восьмигранник. По центру башни иногда предусматривают вертикальные конструкции для шахт лифтов, лестниц, различных технологических устройств. Устойчивость башен обеспечивается надежным соединением надземной части с фундаментами. Для уменьшения объема фундаментов и особенно глубины их заложения базу башни проектируют уширенной в виде усеченной пирамиды с фундаментами по ее периметру, а каркас верхней части башни в виде призмы. Стыки поясов и решетки башни могут быть сварными или болтовыми. Высота радио- и телевизионных опор обычно 180...380 м, радиорелейных опор — 50... 120 м, вытяжных труб-башен—90...180 м, молниеотводов — 170...230 м. Манта — вертикальное высотное сооружение, шарнирно или защемленно опирающееся на фундамент и удерживаемое натянутыми и наклонно идущими к земле стальными канатами-оттяжками в один или несколько ярусов. Мачты чаще всего имеют решетчатую конструкцию трех- или четырехгранного сечения или листовую конструкцию в виде сплошной трубы. Ствол решетчатых мачт состоит из пространственных секций длиной 6,75... 13 м, изготавливаемых на заводе и соединяемых при монтаже фланцами на болтах. Мачты листовой конструкции состоят из секций диаметром 1,2...2,5 м длиной до 9 м, они соединяются между собой встык сваркой или болтами на накладках. Встречаются и комбинированные решения соединения элементов. Для строительства мачт и башен применяют обычно сталь, железобетон используют реже (в основном для телевизионных башен). На практике нередко монтируют башни смешанной конструкции — нижняя часть из железобетона, верхняя — из стали. Мачты экономичнее башен по расходу металла и стоимости. При высоте до 150 м стоимость мачт на 20...30% ниже. Этот разрыв возрастает с увеличением высоты сооружения. Однако сооружениям мачтового типа присущи определенные недостатки. Достоинства башен по сравнению с мачтами: - меньшая площадь застройки; - отсутствие необходимости периодической регулировки и замены растяжек; - большая надежность при эксплуатации; - удобное при монтаже и эксплуатации технологическое оборудование; - большая эстетичность — отсутствие оттяжек и растяжек. При выборе конструктивного решения того или иного сооружения в каждом конкретном случае проводят технико-экономическое обоснование различных вариантов решений с учетом местных условий строительства. Башни часто возводят в труднодоступных местах, а также на просадочных и вечномерзлых основаниях. Однако это не имеет принципиального значения, так как башни обычно устанавливают на кольцевой фундамент. Основной при расчетах является ветровая нагрузка, составляющая 70...80% итоговой. С увеличением высоты сооружения возрастает и интенсивность ветровой нагрузки. Силосы служат для хранения разнообразных сыпучих материалов (зерно, мука, цемент, уголь, сода, гранулированная сажа, гравий, щебень и др.). Силосный корпус состоит из фундамента, подсилос-ного этажа, днища, стен силосов, надсилосного перекрытия и надсилосной галереи. Возведение монолитных зданий в скользящей опалубке широко используют при строительстве высотных производственных сооружений — силосных хранилищ для зерна, сахара, песка, угля, цемента и других сыпучих материалов, стволов водонапорных башен и труб, рабочих зданий элеваторов, надшахтных копров, комбикормовых заводов и др. наружный диаметр для круглых силосов составляет 3, 6 и 12 м; для квадратных силосов —3 и 6 (в осях). Силосы бывают круглыми, квадратными, прямоугольными, шестигранными и многогранными. Группа силосов, соединенных вместе, называется силосным корпусом. унифицированные высоты силосов приняты (от низа плиты днища до верха покрытий над силосами) 10,8; 15,6; 18; 20,4; 26,4 и 30 м. При соответствующих технико-экономических обоснованиях могут быть допущены высоты стен, отличающиеся от перечисленных унифицированных на величину, кратную 0,6 м. В настоящее время проведена унификация железобетонных силосов, в основу которой приняты следующие параметры для силосов и силосных складов: Монолитные силосные корпуса для зерна, строящиеся по типовым проектам, разработанным Государственным институтом Промзернопроект, имеют 12, 18, 24 и 36 силосов диаметром 6 м. В состав зернового элеватора входит несколько силосных корпусов для хранения зерна и одно рабочее здание, в котором помещаются механизмы для подъема, взвешивания и очистки зерна. В отдельных случаях может быть допущено применение отдельно стоящих круглых силосов диаметром 18 и 24 м (кратным 6 м); Армирование междуэтажных перекрытий выполняют из арматурных сеток. Наружные и внутренние стены армируют двухрядной горизонтальной и вертикальной арматурой. Толщина стен монолитных силосов диаметром б м составляет 180 мм, диаметром 12 м—240 мм. Армирование монолитных железобетонных стен силосов выполняют двухрядной горизонтальной и вертикальной арматурой отдельными стержнями. Стыкование стержней кольцевой и вертикальной арматуры выполняют внахлестку без сварки. В местах сопряжения стен смежных силосов дополнительно укладывают горизонтальные стержни с тем же шагом, с каким укладывается кольцевая арматура. Монолитные железобетонные стены силосов возводятся в скользящей опалубке. Днища силосов выполняют в монолитном железобетоне. По четырем средним, располагаемым внутри силоса, колоннам устраивают монолитные железобетонные балки и по контурным колоннам — кольцевую балку. Монолитное рабочее здание элеватора состоит из фундамента, представляющего собой сплошную железобетонную плиту, наружных и внутренних железобетонных стен толщиной соответственно 160 и 150 мм, междуэтажных железобетонных перекрытий и днищ бункеров. Возведение железобетонных предварительно-напряженных силосов больших диаметров дает значительный технико-экономический эффект, свидетельствующий о преимуществах таких сооружений перед силосами малых диаметров. Стыкование арматуры стен производят внахлестку без сварки. Замкнутый цикл бетонирования одного яруса состоит из следующих последовательно выполняемых операций: бетонирование на высоту яруса; выдерживание бетона; наращивание вертикальной арматуры, обработка рабочего шва бетонирования и отрыв опалубки; подъем опалубки и одновременная установка закладных деталей и горизонтальной арматуры на высоту яруса с центровкой опалубки и закреплением ее факсато-рами. Армирование стен пучковой высокопрочной арматурой с последующим напряжением является прогрессивным и экономичным способом, который повышает трещиноустойчивость и долговечность бетона. Скорость подъема переставной опалубки зависит от скорости установки горизонтальной арматуры и закладных деталей. Эти работы следует выполнять во время подъема опалубки одновременно по всему периметру сооружения. В каждой ячейке сооружения или силоса работает обычно два звена, одно устанавливает горизонтальную арматуру с внутренней стороны, а второе — с наружной стороны стен. При возведении предварительно-напряженных силосов больших диаметров удельный расход бетона снижается на 10—15%, удельные затраты труда сокращаются более чем в 2 раза, а удельная сметная стоимость строительных работ уменьшается на 20—38% по сравнению с силосами малых диаметров. Контроль за установкой арматуры при бетонировании осуществляет представитель технического надзора генподрядчика и заказчика, который после окончания армирования стен на полную высоту яруса подписывает акт по установленной форме на скрытые работы армирования стен сооружения. На каждом последующем ярусе указанные рабочие процессы и операции повторяются. Запрещается наращивать вертикальную арматуру искривленными стержнями или с отогнутыми крюками на концах. Пропуски, особенно горизонтальной рабочей арматуры, неправильное устройство и расположение стыков и другие дефекты армирования стен могут привести к аварии. Звенья арматурщиков, состоящие из 2—3 человек, закрепляют за определенным участком работ. Арматурную сталь с помощью башенного крана подают на рабочий пол каждой ячейки сооружения или силоса пучками. В скользяще-переставной опалубке бетонирование ведется захватками длиной 8—9 м на всю высоту яруса. Вертикальную арматуру наращивают из стали периодического профиля внахлестку. Величина перепуска вертикальных стержней на стыках и количество стыкуемых стержней в одном сечении сооружения должны соответствовать указаниям проекта. При такой организации работ первую бадью с бетоном при помощи башенного крана подают сначала одному звену, вторую бадью — второму звену и т. д. Таким образом, каждое звено бетонщиков может продвигаться по фронту работ, не нарушая общей организации работ. Специализированные звенья рабочих одновременно с установкой арматуры монтируют закладные детали. Для точной установки деталей заблаговременно, когда опалубка находится без движения, на стержни вертикальной арматуры наносят с помощью нивелира все отметки расположения закладных деталей. Длину захватки бетонирования определяют объемом бетона, подаваемого в бадье, которую разгружают в двух местах по фронту работ. Чтобы не ухудшать качество бетонной смеси и не увеличивать работ с дополнительной переработкой или перевозкой бетона в тачках, расстояние между центрами мест выгрузки бетона должно быть не более 2,5 м. При укладке бетона верхний слой опалубки не следует заполнять до верха на 3— 5 см, так как это приводит к неоправданным затратам труда на срезку наплывшей кромки бетона и очистку опалубки при подъеме. Бетонная смесь, поданная на рабочее место захватки, укладывается в опалубку слоями по 30—35 см на всю высоту яруса. Во избежание вертикальных швов бетонирования, а также для поточности выполнения последующих работ бетонирование первой захватки начинают с одного предварительно установленного места и выполняют от каждой начальной точки в двух противоположных направлениях. Для организации правильных уступов при послойной укладке бетона на всю высоту опалубки и для получения в дальнейшем одинаковой длины каждого слоя на захватке первый слой бетона каждое звено бетонщиков укладывает от начальной точки длиной 8—9 м, второй — длиной 6—7 м и третий — 4,5 м. При бетонировании на последующих участках длина всех слоев будет одинаковой.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная Материалы 0.0008 |