Главная  Материалы 

 

Правовые требования к особо охраняемым природным территориям и объектам

 

Потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. Оценка развития правовых мер и усиление использования природной среды для удовлетворения различных потребностей общества и обеспечения жизнедеятельности человека вызывают необходимость сохранения отдельных участков природы в их первозданном виде.Эти участки являются особо охраняемыми территориями, которые выполняют экологические, защитные, экономические, оздоровительные, рекреационные, научные, культурно-просветительские функции и изымаются из активного хозяйственного оборота. Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название «заповедования» (заповедный, или неприкосновенный, запретный), что означало установление ограничения или полного запрета их использования.В Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» и в ст. 58 Закона РФ «Об охране окружающей среды» особо охраняемые природные территории — это природные объекты и участки земли, водной поверхности, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значения, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен особый режим охраны.С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений установлены следующие категории особо охраняемых природных территорий, образующих природ-но-заповедный фонд:- государственные природные заповедники, в том числе биосферные (федерального значения);- национальные парки (федерального значения);- природные и дендрологические парки (субъектов РФ);государственные природные заказники (федерального и регионального значения, субъектов РФ);- памятники природы (федерального и регионального значения, субъектов РФ);- ботанические сады (федерального и регионального значения);лечебно-оздоровительные местности и курорты (федерального, регионального и местного значения);- территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов;- зеленые зоны городов, в том числе лесопарковые защитные пояса.К природным объектам особой охраны относятся весьма редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. Их охрана — главная цель сохранения биологического разнообразия.Специфические категории особо охраняемых природных территорий предусматриваются природоресурсным законодательством. Так, в ст. 118 Водного кодекса РФ установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:- участки внутренних морских вод и территориальных морей Российской Федерации;- водно-болотные угодья;- водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;- зоны охраны истока или устья водных объектов;- места нереста ценных видов рыб;- другие категории водных объектов, которые могут рассматриваться в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами.Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с правами граждан на благоприятную окружающую среду и с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства этих особо охраняемых природных мест. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривается расширение площадей государственных природных заповедников и национальных природных парков до 3% площади Российской Федерации.Наряду с законами принято значительное число подзаконных актов по вопросам особо охраняемых природных территорий. Укажем некоторые из них:- Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О Красной книге Российской Федерации»;- Постановление Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;- Постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. «О символике государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации»;- примерные положения о государственных природных заказниках и памятниках природы.Ряд нормативных правовых актов приняло бывшее Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ: Типовое положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации; Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации.Для каждого отдельного объекта как особо охраняемой природной территории может быть разработан индивидуальный акт, принимаемый уполномоченным органом власти. Примерами таких актов являются: распоряжение Правительства Москвы от 12 мая 1992 г. «О создании природного парка «Битцевский лес»; Постановление Правительства РФ от 9 октября 1995 г. «Об учреждении в Эвенкийском автономном округе государственного природного заповедника Тунгусский Минприроды» РФ.Для государственных природных заповедников, национальных и природных парков, природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оз-Доровительных местностей, курортов и рекреационных зон, особо охраняемых природных объектов (редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных) устанавливается свой правовой режим.Государственный контроль и управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий осуществляются в соответствии с категорией и видом особо охраняемых природных территорий органами субъектов Российской Федерации и местными органами самоуправления.Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией. Директора государственных природных заповедников и национальных парков, а также их заместители являются главными государственными инспекторами. Права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков определены в ст. 34 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».За нарушение режима особо охраняемых природных территорий установлены административная ответственность с наложением штрафа и уголовная ответственность. За причиненный вред природным объектам взимается плата в зависимости от размера нанесенного ущерба.

 

Информация по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды имеет первостепенное значение. Она необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние среды обитания человека. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав, вмешательства в природоохранную деятельность государства, предпринимательских структур, при невыполнении возложенных на них законодательством задач. В ст. 12 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» говорится, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред.Рассмотрим, что представляет собой экологическая информация. Общее понятие об экологической информации дается в Федеральном законе — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления.В соответствии с Директивой 90/313 Европейского сообщества (сейчас — Европейского союза) информация определяется, с одной стороны, как состояние воды, воздуха, земли, фауны, флоры, сельскохозяйственных земель и заповедников, а с другой — как деятельность, которая либо оказывает или может оказать отрицательное воздействие на окружающую среду, либо защищает ее.С точки зрения потребностей гражданина, юридических лиц и государственных органов, информация может содержать данные:- о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, ландшафтов и комплексов;- химических, физических и биологических воздействиях на состояние окружающей среды и их источниках;- деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;- об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей;- о мерах по охране окружающей природной среды;- деятельности государственных органов, юридических лиц и предпринимателей в сфере использования природных ресурсов;- об охране окружающей среды, соблюдении и защите экологических прав и законных интересов граждан.Экологической информацией пользуются представительные, исполнительные и судебные органы на всех уровнях государственной власти. Информация должна быть достоверной и неискаженной, полной и своевременной, т. е. представлена в короткие сроки с момента запроса (сроки, определенные законодательством, или в пределах разумного срока).Право каждого на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране предусматривается в ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды».Право на достоверную и своевременную информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей, установлено ст. 19 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Обязанность предоставления такой информации возложена Основами законодательства на местную администрацию.Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей, предусмотрено ст. 5 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Сведения включают в себя:состояние среды обитания и здоровья населения и эпидемиологической обстановке;принимаемые меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;результаты качества выпускаемых товаров народного потребления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды.Необходимо отметить права граждан и общественных организаций на получение объективной информации от организаций по радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.Права граждан на информацию закреплены в ст. 24 ч. 2 Конституции РФ, где говорится, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.Законодательством установлено также правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа, а также правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации, в частности, когда речь идет о сведениях, составляющих тайну. По российскому законодательству существует тайна государственная, служебная, коммерческая, банковская, врачебная и тайна исповеди.Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».В ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» определяются виды информации, на которую запрещено устанавливать режим ограниченного доступа. К таким видам информации отнесены:законодательные и нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений;документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую, необходимую для безопасного состояния населенных пунктов или производственных объектов, граждан и населения в целом.Позиция российского законодательства соответствует европейскому законодательству. Директива Европейского сообщества 90/313 так и называется — «О свободном доступе к информации о состоянии окружающей среды». Ст. 3 разд. 1 этой Директивы обязывает правительственные органы государств — членов ЕС открывать доступ к информации по первому требованию любого физического или юридического лица. При этом лицо, требующее информацию, не должно объяснять причины своего запроса.Следует отметить, что доступ к информации осуществляется двумя путями. Первый — информация граждан без их просьбы. Это так называемая активная форма и она предусмотрена ст. 7 Директивы ЕС: государства-члены обязаны обеспечивать граждан информацией о состоянии окружающей среды без просьбы с их стороны. Второй путь — по требованию граждан (ст. 3, разд. 1 указанной Директивы).На практике происходит сокрытие информации. Так, в августе 1994 г. Минатом России подписал приказ, засекретивший состав радиоактивных отходов, закачиваемых под землю. По оценкам специалистов, это сделано для того, чтобы ограничить общественность и независимых экспертов в анализе возможной экологической опасности такой практики и вывести эту организацию из-под огня критики за антиэкологичную деятельность.Источники экологической значимой информации. При оценке источников экологической значимой информации следует исходить из взаимоотношений общества и природы, осуществляемых в рамках права окружающей среды. Объективно с этим процессом связаны: - экологическое нормирование и стандартизация; - оценка воздействия на окружающую среду; - экологическая экспертиза; экологическое лицензирование; - договорная практика; - экологическая сертификация; - аудит; - контроль; - юридическая ответственность.Здесь же можно выделить ряд специфических источников: - нормативные правовые акты; - кадастры природных ресурсов;- экологический мониторинг;- регистр потенциально опасных химических и биологических веществ;- экологический паспорт предприятия;- декларацию безопасности промышленного объекта;- государственные доклады о состоянии окружающей природной среды в РФ.Первым звеном значимой информации является опубликование природоохранных нормативных актов, т. е. доступ к правовой информации. Это могут быть регулярные издания «Собрания законодательства РФ», «Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации» и т. п. Для обеспечения гласности в работе государственной природоохранной системы, прав граждан и общественных организаций на необходимую и достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране создано Российское экологическое федеральное информационное агентство (РЭФИА) в форме федерального государственного учреждения.Источником экологически значимой информации является Государственный статистический учет и отчетность в области природопользования и охраны окружающей среды, которые ведутся Госкомстатом России и его территориальными подразделениями по утвержденным формам.Источниками экологически значимой информации являются государственные кадастры. Это свод экономических, экологических и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. На основе кадастров производится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. В России действуют следующие виды кадастров:Государственный земельный кадастр;Государственный кадастр месторождений;Государственный лесной кадастр;Государственный водный кадастр;Государственный кадастр объектов животного мира;Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.Информация территориальных кадастров природных ресурсов и объектов хранится на машинных носителях и адаптирована для пользования лицами, которые принимают соответствующие решения в конкретных областях природоохранной деятельности.Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как источник получения значимой информации. Мониторинг — это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей природной среды и ее изменений. Основные положения о мониторинге сформулированы в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». С целью повышения эффективности работ по сохранению состояния окружающей среды Правительство РФ 24 ноября 1993 г. приняло Постановление «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга», в обеспечении которой участвуют Государственные комитеты, службы, надзоры и министерства, в том числе Росгидромет.Источником значимой информации является федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических вредных веществ. Федеральный регистр включает в себя информацию о номенклатуре, производстве и применении химических и биологических веществ, об их назначении, о свойствах, биологическом Действии и поведении в окружающей среде.Экологический паспорт предприятия и декларация безопасное-ти промышленного объекта являются относительно новыми правовыми формами информационного обеспечения. Экологический паспорт предприятия представляет собой комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду. Требования по ведению такого паспорта определены ГОСТ 17.0.0.04—90, введенным в действие 15 октября 1990 г.Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в РФ является также своеобразным источником информации. Доклад является официальным документом для обеспечения государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменений.

 



Песколовки. Санитарно-химические показатели загрязнения сточных вод. "шлягер" каркаса. Систематизация факторов. Системы водоотведения на подтапливаемых территориях. Склады арматурной стали. Скользящая опалубка.

 

Главная  Материалы 



0.0015