Главная  Материалы 

 

Разновидности асфальтовых бетонов

 

Постройки на земельном участке должны соответствовать санитарным, гигиеническим и пожарным требованиям. К примеру, нельзя строить дымную баню по-черному в густонаселенных районах или в непосредственной близости от границы с соседом. Такие бани должны быть расположены не ближе 12 м от основных строений так, чтобы доминирующие ветры относили дым от основных строений Не разрешается устраивать дымные бани в пристроенных шн* встроенных помещениях. Не все современные участки отвечают таким требованиям, и это тоже одна из причин незначительного применения дымных бань.

 

В бездымной бане по-белому продукты сгорания выбрасываются в атмосферу через дымовую трубу, поэтом их можно располагать ближе к основным строениям и даже встраивать или пристраивать к жилому дому или дачному домику. Но в любом случае дымовая труба бани должна был1 оборудована искрогасителем, в виде мелкоячеистой сетки ( . Учитывая многовековой опыт строительства семейных бань, можно сказать, что бани лучше всего сооружать в непосредственной близости от естественных или искусственных водоемов, вдали от посторонних глаз, среди живописной природы садового участка. В этом случае решается сразу несколько задач.

 

Во-первых, водоем (или бассейн) обеспечат прекрасные освежающие водные процедуры, способствующие закаливанию организма и повышающие качество банных услуг. Но здесь следует принять все необходимые меры предосторожности от попадания сточных вод в водоем или другие источники водоснабжения (колодец, скважина и т.д.).

 

Во-вторых, банная процедура должна происходить вдали от посторонних глаз, поэтому требования отдаленности и обильной растительности совершенно не лишние.

 

И в-третьих, наличие зеленой растительности способствует хорошему отдыху в период отдыха между заходами в парилку и после принятия банных процедур Растения обогащают воздух кислородом, который так необходим организму после банных процедур. Вариант размещения бани на садовом участке показан на 4.

 

Искрогаситель в виде мелкоячеистой сетки д-дымоход; 2-искрогаситель-насадка в виде цилиндра, имеющего

 

отверстие

 

Вариант размещения бани (сауны)

 

с бассейном на садовом участке:

 

1 - лиственные и хвойные деревья;

 

2 - ллодовые деревья;

 

3 - экран;

 

4 - бассейн;

 

5 - сауна;

 

6 - дом (30x60 м. кв.)

 

В этом отношении в более выгодном свете находятся встроенные и пристроенные баниг длина сантехнических коммуникаций для которых значительно короче. Кроме этого, общестроительные затраты для сооружения таких бань могут существенно уменьшиться за счет основного здания. Этот фактор часто становится решающим при выборе варианта размещения бани. Во встроенных и пристроенных банях легче решать вопросы обогрева помещений между банными днями.

 

В эти периоды баню можна использовать как прачечную или других хозяйственных нужд. Для таких бань работы могут свестись только к отделке, утеплению и оборудованию помещений. Баню можно совмещать не только с жилыми постройками. Накоплен значительный опыт совмещения бани с летней кухней, теплицей и т.д. Согласитесь, приятно отдохнуть в период между банными процедурами среди зеленых растений, когда на улице мороз и все занесено снегом. Пример оборудования бани совместно с теплицей показан на 5.

 

Если баня оборудуется в цокольных или чердачных помещениях, то в данном случае нужно будет решать вопросы качественной гидроизоляции и способа отвода сточных вод. Не лишним будет предусмотреть возможность вентиляции парилки, расположенной в цокольной части здания. Планировка бани (сауны).

 

Планировка зависит ог многих объективных и субъективных факторов. В первую очередь эти параметры бани выбирают от наличия свободной площади, количества членов семьи и степени удобсгв, которые предъявляются к бане. Мы уже говорили, что традициогшые семейные бани представляли однокомнатное сооружение, в котором совмещались в одном помещении раздевалка, парильное и моечное отделения. Это накладывало свой отрицательный от печаток на степень удобств и гигиенические качества бани. Поэтому в настоящее время такие бани встречаются все реже и реже.

 

Наиболее часто встречающаяся семейная баня состоит из двух помещений: парилки и моечного отделения, которое обычно совмещают с раздевалкой и комнатой отдыха (цв. вставка, стр . Для отдыха в теплое время года такие бани обычно сооружаются с террасой, на ко горой приятно провести время в перерывах между заходами в парилку. Вариант бани с теРрасой показан на 6.

 

Интерьер бани с теплицей

 

Вариант бани с террасой

 

Теплый асфальтобетон используют при строительстве дорожные покрытий капитального типа и для устройства нижних слоев в nol крытиях.

 

Холодный асфальтобетон (холодный асфальт) содержит жидкий или разжиженный вязкий битум, что позволяет укладывать массу холодного асфальта при температуре окружающего воздуха. Могут использоваться также битумные эмульсии.

 

К разновидностям асфальтобетона относятся теплый и холод ный. Специфическими особенностями обладают еще две других раз новидности горячего асфальтобетона — литой и цветной. Более редким в строительстве является дегтебетон.

 

Отвердевание монолитного слоя связано не в малой степени с спарением растворителя из разжиженного вязкого битума или лег-**их фракций — из жидкого. Поэтому слишком значительная его уплотненность в первый период эксплуатации дорожного покрытия может принести вред. Рекомендуется не допускать высокой грузонапряженности при движении автотранспорта, так же как нельзя допускать и слишком слабой интенсивности движения транспорта, поскольку окончательное формирование покрытия происходит именно под действием этого движения.

 

Для приготовления теплого асфальтобетона используют вязкие нефтебитумы марок БНД 200/300 и БНД 130/200 или жидкие битумы; известняковый порошок более тонкого помола, чем в горячих смесях; щебень и искусственный песок, получаемые дроблением основных пород, — габбровых или диабазовых; прочные шлаки. Составы теплого асфальтобетона проектируют общим методом, используемым в теории искусственных строительных конгломератов. Температура готовой теплой массы при ее выходе из смесителя должна быть 90—130°С в зависимости от исходной вязкости битума. Допустимые пределы температур массы при ее уплотнении в покрытии: нижний — 50°С при работах в теплую погоду и при марке битума СГ 70/130; верхний — 100°С при работах в холодную погоду и при марке битума СГ 130/20 Уплотнение производят легкими и тяжелыми (12 т) катками; при холодной погоде рекомендуется уплотнять массу сразу же после ее укладки в покрытие, чтобы не остудить массу и не потерять ее удобообрабатываемость. Толщину рыхлого слоя назначают на 15—20% больше проектной толщины покрытия, что регулируется положением выглаживающей плиты укладчика.

 

Холодный асфальт приготовляют с применением щебня из морозостойких карбонатных пород (известняков, доломитов) и доменных шлаков с пределом прочности при сжатии не менее 80 МПа, а при использовании изверженных и метаморфических пород — не менее 100 МПа. Чтобы покрытие не становилось скользким при его эксплуатации, к известняковому щебню принято добавлять до 30% мелкого (8—10 мм) гранитного или получаемого из других изверженных пород (диабаза, базальта) щебня или искусственного дробленого песка из тех же пород камня. Песок должен быть чистым, однородным, морозостойким, без органических примесей или глинистых частиц, способных набухать в воде. Кроме щебня и песка в состав холодного асфальта входит минеральный (известняковый) яорощок для повышения вязкости и клеящей способности разжиженного или жидкого битума. При тонких пленках битума слежива-емость массы меньше и прочность плотного покрытия выше. При вЬ1боре вяжущего учитывают, что чем холоднее погодные условия, длительнее срок хранения массы, ниже прочность камня, тем вяжу, щее вещество должно быть более жидким. Наиболее распространенными вязкостями являются 120—180 с, определяемые по стандартному вискозиметру (при отверстии 5 мм и температуре 60°С). Такая вязкость соответствует маркам СТ 130/200, СГ 70/130 и МГ 130/200, МГ 70/13 При использовании битумной эмульсии рекомендуется средняя скорость ее распада при содержании в ней вяжущего вещества в пределах 50—60% по массе. В загородных условиях допускается применять дегтевые эмульсии.

 

Приготовление холодного асфальта осуществляется в горячем и холодном состояниях. При приготовлении массы в горячем состоянии применяют жидкий или разжиженный битум, в холодном — битумную эмульсию. Более распространен в строительстве холодный асфальт на основе жидкого или разжиженного битума. Его применяют для создания верхних слоев дорожных покрытий и при производстве ремонтных работ, в частности, при восстановлении сильно износившихся покрытий. Если холодный асфальт употребляется в строительных работах непосредственно после его изготовления на АБЗ, то укладку массы предпочтительнее производить еще в теплом состоянии. В этом случае раскладка упрощается, слой массы ложится компактнее, а при уплотнении слоя быстрее формируется монолитное покрытие. При работах во влажную погоду используют холодный асфальт, приготовленный на битумной эмульсии.

 

Литой асфальтовый бетон (литой асфальт) выделяется из других горячих аналогов тем, что все межзерновые поры в нем заполнены асфальтовым вяжущим веществом. При этом отношение Б/П несколько больше, чем в вяжущем веществе обычного (пластичного) асфальтобетона. После укладки массы и ее уплотнения в монолите практически отсутствуют остаточные поры и пустоты, поэтому покрытия из него водонепроницаемые.

 

Холодный асфальт может длительное время оставаться в рыхлом состоянии в складских условиях (до 8—10 месяцев). Поэтому холодную асфальтобетонную массу обычно приготовляют в зимнее время года с тем, чтобы ее раскладку в покрытие произвести с наступлением весны. Зимняя заготовка массы позволяет работать АБЗ практически в течение полного года, тогда как при производстве только одной горячей массы оборудование завода в зимний период простаивает или работает с низкой производительностью. При чрезмерно длительном хранении рыхлая масса холодного асфальта постепенно слеживается, образуются комочки или даже глыбы. Тогда использовать массу становится затруднительным, требуется предварительное рыхление ее. Однако механическое рыхление ухудшает качество массы вследствие обнажения отдельных частиц, покрытых пленкой битума. Слеживаемость холодного асфальта при длительном хранении уменьшают, добавляя на последней стадии перемешивания массы ССБ, хлорное железо, водный раствор соапсто-ка и некоторые другие специальные вещества (добавки) в количестве до 2—3%. Эти же вещества способствуют лучшему сцеплению битума с поверхностью не полностью просушенного минерального материала.

 

Достоинства покрытий из вибролитых смесей отмечены при их укладке на дорогах высоких категорий, мостах, путепроводах, эстакадах и взлетно-посадочных полосах аэродромов. Строительный сезон по их устройству может быть расширен за счет использования универсальных термосов-миксеров грузоподъемностью от 8,5 до 16 т.

 

Доля вяжущего вещества в составе холодного асфальта устанавливается проектированием оптимального состава, но обычно находится в пределах 6—8% для песчаного и 5—7% для мелкозернистого. Качество холодного асфальта в покрытиях характеризуется его прочностью при сжатии в сухом и водонасыщенном состояниях при 20°С соответственно 1,5—2,0 и 1,0—1,5 МПа, коэффициентом водоустойчивости не менее 0,6—0,8 и некоторыми другими, показателями свойств, указываемыми в ТУ. В целом следует отметить, что эта разновидность асфальтового бетона изготовляется и применяется пока в весьма ограниченных размерах, но покрытия из него несомненно относятся к перспективным.

 

Цветной асфальтовый бетон состоит из мелкого щебня (5—7 мм), песка, минерального порошка, связующего, пластификатора и пигмента. В качестве вяжущего вещества в нем выступает структурный элемент, слагаемый из связующего и минерального порошка с добавлениями пластификатора и пигмента, поскольку все их частицы практически соизмеримы. В качестве щебня применяют измельченные °тходы белого мрамора и известняка. Песок должен быть чистым и светлым, а минеральный порошок — из тонко измельченного белого мрамора. Связующим в цветном асфальте обычно служат кумароно-вЫе, глифталевые полимеры, а также полиэтилен, поливинилхлорид, поливинилацетатная эмульсия и др. Из пигментов более цветостойки-ми являются железный сурик, крон желтый, оксид хрома.

 

Преимущество литого асфальта состоит в том, что работы по его укладке можно производить при сравнительно низких температурах (до -10°С) воздуха. Не требуется также, как уже отмечалось, продолжительного уплотнения массы катками или трамбования при ямочном ремонте. Достаточно прикатать его легкими (0,5—1,5 т) катками или уплотнить вибробрусом асфальтоукладчика. Преимуществом покрытий из литого асфальта является также их относительно высокая долговечность, износостойкость и шероховатость. Последняя придается покрытию либо распределением по поверхности сухого песка высевок или первых фракций мелкого щебня (5—8 мм), лучше предварительно очерненных битумом (1—1,2%), й последующей их прикаткой, либо устройством тонкослойного покрытия толщиной 0,8—1,5 см из специально подготовленной смеси. В некоторых странах шероховатость достигают применением катков с рифлеными вальцами. Литой асфальтобетон не лишен, однако, и некоторых недостатков: податливостью к сдвиговым деформациям в жаркое летнее время и склонностью к трещинообразованиЮ от неравномерных тепловых напряжений в период отрицательных температур воздуха. В последние годы эти традиционные недостатки были резко ослаблены за счет привлечения к проектированию оптимальных составов общей методики их расчета, излагаемой в теории ИСК, и устройства покрытий способом вибролитья В получаемых составах литого асфальта содержится минеральных частиц крупнее 5 мм 50—55%, асфальтовяжущего вещества (Б+П) 20—25% с отношением Б/П, равным 0,46—0,55, причем порошок содержит 100% частиц мельче 0,071 мм. Слой уложенной массы не требует дополнительного уплотнения после вибрационного приглаживания его брусом асфальтоукладчика. С понижением температуры покрытия с 200°С до атмосферной литой асфальт в покрытии отвердевает и пригоден к эксплуатации.

 

По технологии вибролитья используют подогретые зернистые минеральные материалы температурой 280—300°С, если порошок поступает холодным; температуру нагрева их снижают на 12—14%, если порошок в мешалку подается подогретым до температуры 120—140°С. Битум подогревают до температуры 150—170°С. Температура смеси должна быть 190—200°С, если температура воздуха выше -10°С; не ниже 220°С, если температура воздуха +10—15°С. Технические свойства смеси и асфальтобетона: пористость минеральной смеси не более 20%, подвижность смеси при 200°С — не менее 25 мм (определяют с помощью металлического конуса); водонасы-щение уплотненных образцов — 1,0% от объема; глубина вдавливания штампа в образцы при температуре 40°С — не более 4 мм.

 

Цветной асфальтобетон применяют для оформления площадей скверов, остановок городского транспорта, пешеходных переходо; и других объектов города.

 



Песколовки. Санитарно-химические показатели загрязнения сточных вод. "шлягер" каркаса. Систематизация факторов. Системы водоотведения на подтапливаемых территориях. Склады арматурной стали. Скользящая опалубка.

 

Главная  Материалы 



0.0093