Главная Свойства
Мебель и оборудование интерьера в россии Италия. Идеалом человека эпохи Возрождения с ее значительными экономическими и социальными преобразованиями становится сильная, волевая личность, способная изменить и усовершенствовать мир. Отсюда интерес к античности, древним произведениям архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Отсюда также и возрождение ордерной системы, архитектурно-декоративных тем и мотивов, пластических и декоративных деталей ( 2.1 . В эпоху ренессанса формообразование изделий носит уже планомерный характер: предметы сначала зарождаются на бумаге в виде рисунков и лишь затем по эти проектам их выполняют в материале. В архитектуре ведущее место начинает принадлежать палаццо — дворцу, представляющему собой здание с внутренним двором и анфиладой залов, которые могут быть соединены во время празднеств. Жилые помещения, галереи и лестничные клетки дворца украшались стенной живописью, коврами, скульптурными рамами и пилястрами; своды покрыты лепной штукатуркой, потолки с кессонами из дерева. В дворцовых и жилых зданиях делали деревянные подшивные потолки. Внизу стены обивали высокой (обычно дубовой) филенчатой панелью. Выше стены окрашивали, в парадных помещениях делали фресковую роспись. Деревянные наличники дверей завершались лучковыми или треугольными фронтонами. На 2.20 показаны два примера жилого интерьера эпохи Возрождения. Мебель в этот период начинает играть большую роль, чем в жилищах эпохи средневековья. Предметы меблировки в XV в. еще немногочисленны: сундуки для хранения одежды и ценностей, ларцы, табуреты и кресла, столы, кровати. Типично итальянское изделие — кассапанка — ларь-скамья со спинкой и подлокотниками ( 2.21,а). 2.1 Стиль эпохи Возрождения в предметно-пространственной среде: а — шкаф; б — кровать; в — фрагмент палаццо Ручеллаи Главным предметом обстановки флорентийских дворцов и домов богатых горожан остается сундук — свадебный ларь — длинный прямоугольный ящик с тяжелым профилем цоколя ( 2.21, . Во второй половине XV в. итальянским свадебным ларям придают изысканные формы: их ставят на высокий ступенчатый цоколь с выкружками и профилями полукруглых валиков; переднюю сторону украшают резьбой с позолотой и росписью. С изобретением станка для изготовления тонких листов древесины (фанеры) широко распространяются техника фанерования, украшение мебели способом интарсии: сначала двуцветной, а затем полихромной. 2.2 Интерьер эпохи Возрожения: а — спальня; б—жилая комната Архитектура и интерьеры палаццо начала XVI в. становятся богаче: стены и потолки украшают фрески, лепнина, мрамор; усложняются формы мебели. Появляются шкафы с архитектурными мотивами: карнизами, консолями и кронштейнами ( 2.21,в); кровати с высоким изголовьем, балдахином или занавесями. Разнообразна по назначению и форме мебель для сидения. Дощатый стул ( 2.21,г) по форме происходит от сиденья-емкости, в котором конструкция освобождается от всех лишних плоскостей. Оставлены только само сиденье и частично спинка — перед нами схема стула, утвердившегося на века ( 2.21, . Известны два типа Х-образных кресел: одно — на восьми соединенных металлическими стержнями опорах ( 2.21,в); другое — на четырех. Сиденьем служит ткань или кожа, закрепленная в четырех точках. Спинка иногда украшена вышивкой или бахромой. 2.2 Мебель итальянского Возрождения: а — касапанка; б — сундук; в — шкаф; г, д, е — дощатые стулья Из эпохи средневековья перешел длинный трапезный стол на нескольких опорах, связанных с подстольем. Появились столы на четырех ножках с выдвигающимся одним или двумя ящиками. Начинают изготовлять столы с точеными в виде балясин ножками. Франция. Интерьер французского раннего ренессанса сходен с соответствующим периодом итальянского ренессанса. Перекрытия помещений делали с большими, тяжелыми, дубовыми балками, часто декорированными орнаментальной росписью. Также были распространены дубовые панели с филенками. Стены над панелями покрывали тисненой кожей, шпалерами. Возникли и новые типы мебели. Появился посудный шкаф ( 2.22,а) — дрессуар (поставец), развившийся из сундука, поднятого на стойки. Пилястрами, или колоннами, он разделен на отдельные филенки, заполненные рельефным резным орнаментом. Кресла и стулья обивают тканью или кожей, украшают бахромой и тесьмой ( 2.22, , встречаются плетеные сиденья и спинки. Сундуки и лари ( 2.22,б) декорируют медальонами. Кровать — это целое архитектурное сооружение, снабженное колоннами, балдахином, богато украшенным резьбой изголовьем. 2.2 Мебель французского Возрождения: а — дрессуар (посудный шкаф); первая половина XVI в.; б— мягкое кресло; в — ларь, украшенный резьбой Характерными декоративными мотивами в мебели были пилястры и карнизы, панели с арабесками, головы в профиль на длинных шеях, заключенные в богатые венки и развевающиеся ленточки, точеные колонки в виде балясин или канделябров с пламенем вверху. В период зрелого Возрождения — стиль Генриха II — преобладают пышные древнеримские мотивы. Мебель украшают глубокой резьбой, изображающей фантастических животных и растения. 2.2 Мебель позднего французского Возрождения: а — двухкорпусный шкаф; б— кресло Характерная форма мебели позднего французского Возрождения — двухкорпусный шкаф ( 2.23,а), в решении которого применены архитектурные элементы. Дощатое кресло снабжается высокой резной спинкой ( 2.23, . Особенно пышную форму приобретают парадные столы. Германия. В художественной культуре Германии долго сосуществовали два стиля — готический и ренессансный. Характерный пример для этого переходного этапа — рейнский поставец ( 2.24,а) с несколько массивными формами. Немецкая мебель стиля ренессанс более живописна и менее связана с античными образами чем итальянская. Стулья немецких мастеров представляют собой совершенные художественные произведения. Ореховая доска спинки обычно покрыта гротескным орнаментом — маскароном, который превращается в сказочный узор из завитков и складок. На юге Германии мебельные мастера применяли архитектурные композиции, что видно, например, в решении кабинета ( 2.24, , передний фасад которого представляет собой композицию большого архитектурного сооружения с арками, колоннами, развитым карнизом. 2.2 Мебель немецкого Возрождения: а— рейнский поставец; б— кабинет. Изобретение в Германии пилы для срезания тонких листов древесины (шпона) дало толчок к развитию техники деревянного набора, которую широко применяют в декорировке шкафов, сундуков, столешниц. Голландия и Фландрия. Для голландской и фламандской мебели стиля Возрождения характерны простота и удобство. Украшали ее профилированными карнизами, филенками, мотивами арок, балясинами, ажурной резьбой, деревянной мозаикой и интерсиеи с характерными для нее мотивами (цветы в вазе, птицы, бабочки). Стулья обивали кожей, кровати делали с балдахином, столы устанавливали на массивные точеные ножки, шкафы изготовляли массивные с несколькими дверцами, обрамленными рамками и пилястрами ( 2.2 . Англия. В мебельных формах видно влияние итальянских мастеров, позднее при английском дворе работают французские и голландские мастера. Для мебели этого периода характерны точеные, реже гнутые ножки. Поверхности шкафов и сундуков украшают резными филенками с орнаментальными композициями. В каждом английском доме обязательно был стол с опускающимися полукрышками. 2.2 Мебель нидерландского Возрождения: а — стул с витыми ножками; б— столы с опорами-балясинами; в — сундук; г — кабинет Мебель в Древнем Киевском государстве была близка к византийским образцам, а развитию связей с Византией способствовало принятие на Руси христианства. Через Византию на Русь проникали также художественные приемы искусства Востока, наиболее характерной чертой, которого является заполненность всех плоскостей орнаментом. Простейшая лавка вытесана из обрубка дерева с ножками из естественно отходящих сучков. Такая лавка могла одним концом врубаться в стену. IX—XVI вв. Искусство художественной обработки дерева восходит к древнейшим временам русской истории, к тому времени, когда начинала складываться русская культура. Стол, сдвинутый в красный угол к божнице, представлял собой простейшую конструкцию в виде оструганных и отскобленных досок столешницы, положенных на простейшую квадратную вязку брусков. Для интерьеров небольших изб в древнем Новгороде характерны целостность и замкнутость пространства, контраст цветовых плоскостей: темный от дыма потолок, зрительно поднимающий высоту помещения, и красноватый цвет сосновых стен, почти белые отскобленные полы и отполированные от употребления, с хорошо просматривающейся структурой дерева лавки, стол и другая мебель. В обычном рядовом интерьере — встроенные лавки, полати, кровати. Стены комнат иногда покрывали расписными берестяными обоями, естественная декоративность которых усиливалась двухцветной росписью красной и черной краской. Полы в хоромах покрывали сукнами, а лавки обивали войлоком. Древнейший тип кровати — та же лавка, но шире, врезанная в дверной угол и поддерживаемая одной или двумя ножками. Русские мастера использовали резьбу как в убранстве архитектуры, так и на мебели и бытовых предметах. Резным работам присуща своеобразная легкая живописная игра света и тени, характерная только для дерева. Интерьер зажиточного горожанина был иным. Помещения отличались большими размерами и пышным оформлением. Эти помещения часто имели опоры-столбы, украшенные резьбой. В жилых помещениях кроме встроенных были переносные лавки с невысокими спинками, украшенные орнаментом, решетчатые скамейки с балясинами и ажурными спинками, кресла и богато оформленные кровати. Для украшения интерьера использовали различные ткани и шкуры животных. Набор мебельных изделий в древнем Новгороде был довольно широким: скамьи, стулья, табуреты, кресла, столы, по формам близкие к мебели, которую можно было встретить в северных деревнях в еще недалеком прошлом. Мебель была массивной, что соответствовало большим размерам жилых помещений. Декор мебели имел плоскостной характер росписи или инкрустации, мелкие изделия покрывали объемной резьбой, использовали и точеные элементы. Ивана IV (Успенский собор, Московский Кремль, 1551 г.) В мастерской резных и столярных дел при Московском Кремле в 1551 г. было выполнено царское молельное место — трон Ивана IV ( 2.4 . Для этого трона характерно архитектурное решение формы, повторяющее композицию храмов: низ — куб на четырех опорах-скульптурах, верх — шатер с тремя рядами кокошников, поддерживаемых резными ножками-столбиками. Все плоскости украшены сюжетной и орнаментальной резьбой. В XVI в. профессия мебельщика выделяется в самостоятельную, и мастера-мебельщики создают комфортабельную и богато украшенную мебель для дворцов и хором. Мебель изготовляли из различных пород древесины (сосна, ель, кедр, береза, осина, липа), но особенно ценился дуб. Разнообразны и виды отделок — окрашивание с сохранением или закрытием текстуры (темперными клеевыми, масляными красками), пропаривание, золочение, серебрение, лакирование, вощение. Все узловые соединения в мебели выполняли на шипах или клиньях. 2.4 Царское молельное место С XVI в. под влиянием приезжих итальянских художников в формах мебели все больше сказывается воздействие позднего Возрождения. В мебельном искусстве древней Москвы широко использовали архитектурные мотивы. Царги стульев и столов приобретают вид арок, ножки стульев часто решаются как колонны или столбы, опоры кончаются каблучками. Высокие кресла и стулья брусковой конструкции с решетчатыми спинками часто снабжаются ступеньками. Введение вместо сплошных спинок ажурных свидетельствует об усилении декоративного эффекта. Боярский дом отличался особой роскошью; в убранстве (скатерти, подушки, занавеси) обычно преобладали ткани иноземного производства. Главенствующее место в палате — передний «красный» угол со столом, иконами и местом хозяина под ними. Вдоль стен — лавки. Недалеко от стола — парадный поставец, на открытых полках которого расставлена ценная утварь, на особом столе — посуда для столового обихода. Мебель была массивная, устойчивая и прочная. Украшали ее резьбой, инкрустацией и росписью, часто применяли токарные детали. Широко использовали ткани для подушек на сиденья стульев и для драпировок. Для декора мебели XVII в. характерна разработка деталей, резьба, роспись темперными и масляными красками, позолота. Токарные детали и резьба усложнены по композиции и формам. Для токарных изделий характерны мягкие, округлые формы и винтообразные стержни, для резьбы — многоплановость форм. В украшениях столешниц применялась мозаика из кусочков цветного стекла, зеркал, раковин. XVII в. Характерная черта быта бояр XVII в. — сочетание национального, традиционного с новым, еще не усвоенным и чуждым. В обиходе появляются книги, глобус, листы деревянной печати, портреты, европейская мебель, которую стали активно покупать. Кресла большие, иногда полумягкие, спинка прямая или наклонная, в подлокотниках выемка. Мягкие детали кресел обиты бархатом, парчой, гладкой и тисненой кожей. Предметы мебели тех времен: широкие пристенные лавки; столы западноевропейского образца на точеных кувшинообразных ногах с сильно вынесенной крышкой, отделанные резными подзорами, багетами, кругами в филенках; различные ящики для хранения имущества (ларцы, шкатулки, сундуки, погребцы). Интересно в интерьере русской избы устройство печи ( 2.4 . Объединенная своими деревянными частями с внутренней архитектурой избы в одно целое, она являлась символом домашнего очага. Вот почему столько любви вложено народными мастерами в архитектурную обработку печи и ее деревянных деталей. Роспись выполняли свободно, без трафарета; использовали красный, синий, белый, желтовато-золотистый цвета. Темой узора был незатейливый сюжет или растительный мотив, изображения животных. Роспись, в которой преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черный цвета, носила либо геометрический характер, либо изображала цветы. Внутренняя обстановка крестьянской избы определялось многовековой статичностью экономики и быта: неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними; примыкающие к печи деревянные элементы; открытый посудный шкаф — блюдник, люлька и другие детали домашней обстановки имеют историю многих веков. В обстановке избы нет ничего лишнего, случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение. Стулья в крестьянском жилище появились в XIX в. Каменная громада печи не вырастает непосредственно из дощатого пола, а имеет постепенный переход в своих деревянных частях. Иногда у печи отделяли деревянной филенчатой ярко расписанной перегородкой угол для стряпни. Часто эта перегородка превращалась в двусторонний и расписной встроенный шкаф. Переносные лавки были с четырьмя резными или точеными столбиками — ножками, иногда их заменяли по бокам глухими досками. Спинка могла перекидываться с одного края скамьи на противоположный. Такие скамьи называли переметными ( 2.5 . 1 — подпечье; 2— корзина; 3— печной столб; 4— шесточница; 5— шесток; 6 — устье печи; 7 — чело; 8 — жарток; 9 — коник; 10 — печурки; 11 — воронцы; Обеденный стол делали обычно значительных размеров в расчете на большую семью. Столешница прямоугольная с соотношением сторон 1:2 и 1:5, из хороших досок без сучков. Иногда покрывали резьбой края столовой доски и грани массивных ножек ( 2.5 . Помимо обеденных изготовляли кухонные столы для приготовления пищи — поставцы. Они были выше обеденных и имели внизу полки с закрывающимися дверцами и выдвижные полки. Были распространены небольшие столики, на которых стоял ларец. 2.4 Схематическое изображение печи: 12—матица а — Вологодская область; б — Архангельская область Обязательная принадлежность избы — сундуки. В них хранили одежду, холсты и домашнюю утварь. Большие сундуки были длиной до 2 ми маленькие — 50—60 см. Опорная часть решалась в виде невысоких ножек или профильного плинта. Иногда сундуки обивали со всех сторон звериной шкурой с коротким ворсом. Укрепляли сундуки металлическими деталями, которые одновременно служили и украшением. Затейливо украшали ручки, личины замков и ключи. Резьбой и росписью украшали сундуки и внутри лавок и скамеек, плоскости полок и полатей и т. д. Объединяют интерьер и его оборудование единый материал, приемы столярной обработки, характер декора. 2.5 Столы XVII в. 2.5 Скамьи: В начале XVIII в. дерево занимало большое место в убранстве интерьеров. Стеновые панели, дверные и оконные откосы, карнизы, полотна дверей, резные панно из древесины дуба, ореха, чинара отделывали тонированием с дальнейшим вощением, резьбой, иногда с подкрашиванием. Особенно богато и ярко расписывали свадебные сундуки. С течением времени в крестьянском жилище появляются различные шкафы. Небольшие шкафчики украшались резьбой, токарными деталями, профилями, росписью. Шкафы-поставцы состояли из двух частей: в нижней — полки с закрывающимися дверцами или выдвижные ящики, а также откидная доска, которую использовали как крышку стола, в верхней — полки, закрываемые глухими или остекленными дверцами. а — обеденные; б — столик с резьбой Затем традиционная русская встроенная мебель заменяется переносной — стульями, креслами, столами, шкафами (большей частью привозной из Голландии, Германии, Англии). Широко применяли полки, примыкающие к стене по всей длине, а также полки-воронцы, которые разделяли помещение избы на самостоятельные части. Над входной дверью (между печкой и стеной) делали навесной настил — полати. Разнообразны по форме стулья и кресла, банкетки; спинки, как правило, высокие, глухие или со сквозной доской; ножки точеные, изогнутой формы или прямые и гладкие. Подлокотники изогнутой формы. Для сна использовали лавки, скамейки, сундуки, встроенные и передвижные кровати. Подвесные люльки украшали резьбой, токарными деталями, росписью. Шкафы для платья двустворчатые прямолинейной формы с массивным карнизом; большие данцигские шкафы с картушем, врезанным в карниз, с шарообразными ножками, пилястрами и филенчатыми створками со сплошным резным рельефом; шкафы-поставцы небольшого размера с глухим, выступающим вперед низом и верхней застекленной частью. В русской мебели постепенно происходило изменение форм изделий в сторону большей архитектоничности и сдержанности в отделке. Изменения архитектурного облика дворцового интерьера сказались и на формах русской мебели: она становится уютнее, удобнее, менее тяжеловесной, приобретает мягкие и криволинейные очертания. Мебель по характеру становится близкой мебели рококо. Столы различны по величине, назначению и конструкции. Крышки прямоугольные или квадратные, подстолье массивное с резными украшениями, часто с выдвижным ящиком. Точеной формы ножки скреплены широкой проножкой. Мягкую мебель обивали шелковыми узорными тканями, бархатом и цветными кожами. У диванов спинки были цельные, глухие или состоящие из трехчетырех спинок стульев одинаковой формы, соединенных между собой ( 2.5 . Упругие, сильно прогнутые ножки, расширяясь в верхней части, плавно соединяются с рамой и составляют с ней единое целое. Банкетки изготовляли одно и двухместные, обычно с мягким сиденьем с прогнутыми ножками. Для архитектуры середины XVIII в. характерно развитие крупных дворцовых комплексов, в интерьерах которых комплексно решались все составляющие элементы: декор стен, монументальная живопись потолка, разнообразные предметы обихода. Чтобы увеличить богатство орнаментации и придать архитектуре интерьера особую праздничность, применяли резьбу с позолотой. Основными элементами резного декора были картуши, волюты, раковины. Завитки и резной декор сплошь заполнял стены, обрамляя окна, двери и зеркала. Комоды устанавливали на довольно высокие ножки, крышка была фигурной формы, боковые стороны выпуклые, лицевую сторону комода часто украшали набором или живописью по цветным лакам. Основным видом художественной отделки мебели продолжает оставаться резьба. Мебель покрывали бесцветным лаком, а также золотили по бесцветному или цветному левкасу и окрашивали масляной или темперной краской в белый, розовый и серо-голубой цвета. 2.5 Мебель (диван) середины XVIII в. Кровати делали с высокими фигурной формы царгами. Невысокие ножки кроватей сильно изогнутой формы сплошь орнаментировали резьбой. Разнообразны были виды и решения столов: туалетные, письменные столы-бюро, декоративные столы-консоли. Крышка, подстолье и ножки столов криволинейных очертаний. Богатая резьба покрывала царгу и несущие части консоли. На 2.53, а показано кресло работы архитектора Д. Кваренги. В формах кресел использованы мотивы итальянского Возрождения и позднеримской классики. Кресла отличаются торжественностью, парадностью и некоторой тяжеловесностью. В обиход дворцовой мебели входит каминный экран — сложная по форме резная рама на ножках с натянутой на нее узорчатой тканью и вышивкой. 2.5 Мебель русского классицизма: а— мальтийское кресло Д. Кваренги (1800 г.); б— кресло Ч. Камерона (1782 г.) Вторая половина XVIII в. в России — период расцвета архитектуры русского классицизма. По общему решению и орнаментике мебель этого периода созвучна общему направлению архитектуры. Мебель начинает четко подразделяться на мебель дворцов, парадную и обычную бытовую. Одна из характерных черт развития русской мебели — активная роль архитектора в создании мебели от дворцовой до обычной. Расширяется набор мебельных изделий для сидения ( 2.5 . Появляются новые типы столов для игры в карты, дамский рабочий столик, письменные столы-бюро, секретеры с потайными ящиками, а иногда с музыкальными приспособлениями, туалетные столы на высоких ножках с зеркалом. В конце века стали широко применять точеные детали: колонки, вазообразные и конусообразные стержни в соединении с небольшими профилями поясков, шары, валики. Места столярных вязок не маскируются накладными украшениями, а выявляются со всей конструктивной ясностью. Совершенно иной характер кресел и стульев, выполненных по проекту Ч. Камерона ( 2.53, б): красивые формы, изящные пропорции, изысканная отделка, гармоничное цветовое решение — синий цвет каркаса и золотисто-коричневый шелк, обивки. 2.5 Стул красного дерева (конец XVIII в.) Каминные экраны приобретают более строгие формы. Распространены ширмы, состоящие из нескольких одинаковых створок, соединенных петлями. Ножки ширм снабжены колесиками. В городских домах делали встроенные шкафы. В конце XVIII в. появляется мебель, украшенная мозаичными наборами из дерева. Дворцовую мебель часто украшали узкими металлическими полосами. Особое место в истории русской мебели и интерьера начала XIX в. принадлежит архитектору А. Н. Воронихину. По его рисункам, например, изготовлены мебель и гарнитур для дворца в Павловске ( 2.5 . Мебель отделывают полихромной окраской, красят по левкасу масляной краской (в белый, светло-розовый, светло-голубой, светло-зеленый цвета), отдельные места отделывают позолотой, применяют роспись темперной краской. Обивают мебель атласом, бархатом, штофом, гобеленом и льняными тканями. Известны также работы архитекторов В. П. Стасова, К. И. Рос-си, О. И. Бове и др. ( 2.56, 2.5 . Изготовляли мебель из местных пород дерева в виде массива или пиленой фанеры и привозных: красное дерево, амарант, палисандр , тюльпановое дерево. Этот монументальный и торжественный гарнитур состоит из диванов и кресел, сиденья которых обиты шпалерами работы русских мастеров с изображением лебедей, уток и собак. Спинки диванов и кресел представляют собой окрашенные в серый цвет прямоугольные деревянные рамы, в которые заключена резьба, изображающая грифонов в окружении золоченых цветов и листьев. Подлокотниками служат крылья золоченых орлов, а передними ножками — их лапы, что характерно для мебели русского классицизма начала XIX в. А. Н. Воронихина из гарнитур Греческого зала Для русской корпусной мебели позднего классицизма характерно чисто архитектурное построение предмета (2.5 . Объем обычно делится пилястрами или трехчетвертными колонками, увенчивается карнизом. В отличие от французских образцов объемы иногда со срезанными углами ставятся на ножки, а не на цоколь. 2.5 Стул конструкции В. П. Стасова 2.5 Кресло 2.5 Проекты кресел К. И. Росси Книжные шкафы невысокие, дверцы остекленные, с решетчатыми переплетами. Вообще шкафы всех типов становятся массивнее, увеличивается количество резьбы. В мебели преобладали полированное красное дерево, карельская береза, орех. Выявлялась естественная структура дерева, но применяли и окраску в белый цвет в сочетании с золочеными резными деталями. Мягкую мебель обивали кожей (сафьяном), ярко-красным ситцем с золотыми звездами. Излюбленные цвета обивки — коричневый, красный, песочный, зеленый. Орнамент располагают в основном в виде пальметок на углах. Орнаментальные композиции составляются из лавровых и акантовых венков, веток, лир. Античные мотивы становятся более геометричными. Орнамент накладывается на плоскость предмета, контрастируя с ним. Накладки чаще всего делают из тонированного или золоченого дерева и керамики. Столы круглой или удлиненной формы с высокой царгой. Центральная опора массивна. К опоре примыкали консоли в виде вырезанных из дерева скульптур фантастических птиц. Распространены консольные столики с опорами, соединенными арками. Дальнейшее примененеие получают столы-бюро. а — секретер; б, в — кресла; г, д — столы Вторая половина XIX в. Основная черта интерьера этого периода — гладкие стены, покрытые клеевой краской, немногочисленные картины, портреты, акварели в окантовке или в рамках из красного дуба и карельской березы с темными квадратами в углах. С середины XIX в. в мебели начинается большое подражание стилю рококо. Гарнитуры в стиле неорококо (угловые, островные диваны, кресла, туалетные столы, ширмы, рамы картин) производились в большом количестве. Особую известность получает мебель мастера П. Г. Гамбса ( 2.5 . Стулья, кресла и диваны обрамлены по контуру деревянным ободком сложного профиля. Спинки часто делали стегаными. В отделке большое распространение получили золоченая бронза, фарфор в виде врезанных медальонов, накладок, инкрустация различными породами дерева, костью, перламутром, цветными металлами. 2.5 Типы русской мебели начала XIX в.: Мебельные изделия становятся проще и интимнее, уменьшается их величина, облегчается форма. Часто в них включают элементы из цветного стекла. Входит в быт венская мебель. Появляется большое число специальных подставок под цветы (жардиньерки) и трельяжи — зеленые изгороди. В конце XIX — начале XX в. начинает все активнее проявляться стиль модерн, как в архитектуре, так и в решении интерьеров и мебели. Отличительная черта модерна — противопоставление его эклектизму. Для модерна характерны поиски синтеза новых форм архитектуры и различных видов декоративного искусства ( 2.6 . В 70—80 гг. распространена «кутаная» мебель, отделываемая оборками, драпировками, декоративными сетками, широкой многоярусной бахромой, шнурами, кистями. Появляется мебель в псевдорусском стиле. Наряду с этим возникло и другое направление — обращение к подлинно русскому народному искусству. Разнообразная мебель в этом направлении, созданная братьями Васнецовыми, В. Д. Поленовым, М. А. Врубелем и др., отличалась монументальностью и оригинальностью замысла: столы с высокими резными подстольями, диваны, решенные в виде скамей, шкафы в форме поставцов, полочки, навесные шкафчики в тонированном дереве матовой полировки ( 2.6 . 2.6 Мебель из Абрамцевской мастерской: а — полочка с резьбой; б— шкаф с геометрической резьбой 2.5 Мебель в стиле неорококо (мастерская П. Гамбса) 2.6 Русская мебель. Шкафы в стиле модерн Основные декоративные средства — резьба сглаженного рельефа с мотивами стилизованных трав, цветов с удлиненными изогнутыми стеблями, штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе. Любимый мотив орнамента — лилии, кувшинки, ирис, решенные натуралистически или условно-плос-костно. Резные украшения выделяли тонированием или бронзировкой. Ножки, проножки часто обрабатывали сложными по. рисунку ребристыми профилями-выемками. Обивочные ткани модных серо-зеленых, сиренево-розовых и желто-зеленых полутонов. Первые годы Советской власти совпали с периодом конструктивизма, который стремился использовать новую технологию для создания простых, функционально оправданных форм, целесообразных конструкций ( 2.62, 2.6 . Мебель начала приобретать более прогрессивные формы. Были созданы прототипы ряда современных изделий, например кресло-кровать ( 2.6 . Для мебели стиля модерн характерны обтекаемость контура предмета, нарочито асимметричные формы, новые материалы (бук, ясень, серый клен). В таких изделиях, как шкафы, буфеты, серванты, часто применяли открытые полки и ниши различной величины. В 50-е гг. применительно к оборудованию малометражных квартир были разработаны новые формы мебели: секционная, стеллажная, комбинированная, трансформируемая, которые хорошо увязывались с архитектурно-планировочными решениями помещений ( 2.6 . Начала применяться унификация элементов. В советский период развитие мебели было подчинено требованию решения социальных задач и стремлению к созданию наиболее комфортабельных и эстетичных изделий. В основе проектов мебели лежал принцип целесообразности — желание освободить человека от лишних ненужных передвижений внутри квартиры. До 30-х гг. XX в. советской архитектуре были свойственны новаторство и сдержанность форм. Затем усиливается ее декоративность и помпезность. Переход на путь украшательства в архитектуре привел к эклектизму и в мебельном искусстве. Наряду с формами классицизма, ампира, модерна и конструктивизма пропагандировались народная мебель, петровское барокко. Но старые формы с избыточными украшениями оказались слишком сложными для существующей технологии. В композиционном отношении любое изделие выполнялось как законченное целое, не позволявшее осуществлять блокировку с другими ( 2.65, 2.6 . Внедрение новых видов конструкционных, облицовочных и отделочных материалов (древесно-стружечные плиты, бумажно-слоистые пластики, полиэфирные лаки и др.) вытеснило из мебельного производства массивную древесину и сильно повлияло на изменение форм и конструкций изделий. 2.6 Кресло в духе В 70-е гг. прошлого века получила развитие секционная мебель, блокируемая в стенки по ширине и высоте (за счет съемных антресолей). Было положено начало наборам кухонной мебели, шкафам-стенкам, угловым решениям секционной и мягкой мебели ( 2.6 . 2.6 Диван. 20—30-е гг. XX в. 2.6 Буфет. 30-етт. XX в. 2.6 Кресло-кровать. 1922 г. 2.6 Мебель для рабочей зоны комнаты. 1961 г. В изготовлении стульев, начиная с 70-х гг. активно используются гнутоклееные и плоскоклееные элементы, что позволяло создавать рациональные конструкции. Длительное время основным приемом декорирования корпусной мебели было наложение профилированных рамок на щиты прежних слегка улучшенных в композиционном отношении наборов (рис!. 2.6 . Появляются точеные и фигурно обработанные детали. В 80—90-е гг. для усиления художественной выразительности мебели использовалось многообразие цветовых решений за счет применения пленочных материалов, сочетания натуральной древесины с ламинированными плитами, большой гаммы облицовочных материалов, разнообразного декора ( 2.7 . 2.6 Группа секционной мягкой мебели углового решения Выявилось основное направление стилеобразования мебели — функционально-конструкторское, где эстетическая выразительность достигалась за счет использования многообразных решений фасадов, новых способов и материалов для отделки, оригинальной фурнитуры и т. д. 2.6 Набор мебели для книг Оборудование интерьера по проекту, индивидуализация интерьера и изготовление мебели под конкретный проект — принципы, которые находят все большее воплощение. Стили интерьера и мебели, как и образ жизни, в будущем не могут быть едины. Стилевых направлений, как и сейчас, может быть одновременно много. Но останутся рациональные привычные формы, основанные на естественных свойствах материалов, оптимальной технологии, удобном функционировании изделий, умеренно декорированные. 2.6 Набор мебели для индивидуальной жилой комнаты 2.7 Набор мебели для детской комнаты Основными тенденциями функционально-конструкторского направления в мебели стали унификация формообразующих элементов, секционно-блочное решение изделий и их элементов, единое конструктивно-художественное решение мебели и комплектующих изделий.
Фундаменты на проса дочных грунтах. Кровли из асбестоцементаых плоских и волнистых листов. Кровли из мягких материалов. Крыши бань и саун. Легированные стали и твердые сплавы. Малярные работы. Материалы и изделия из горных пород. Главная Свойства 0.0008 |