Главная  Свойства 

 

Бетоны

 

В исторической науке средними веками называют эпоху феодализма, которая в Европе длилась несколько столетий от конца V в. до XVII—XVIII вв.

 

Византия — одна из значимых мировых цивилизаций, которая оставила после себя многочисленные памятники архитектуры, произведения прикладного искусства и др.

 

По сравнению с греко-римской византийская мебель значительно проще по форме ( 2. . Большое распространение получают табуреты, складные стулья, сундуки, кровати. Художественный эффект достигался обильным декорированием изделий цветной росписью, слоновой костью, инкрустацией смальтой, драгоценными камнями и металлами.

 

В решении интерьера и меблировки дворцов и жилищ византийцы продолжали римские традиции, однако возрастало влияние восточной роскоши. Использовались шелковые ткани с богатым узором, низкие и мягкие тахты и диваны.

 

Византийское кресло, VI в. н. э.

 

Романский стиль господствовал в искусстве средневековой Европы с X по XI в. Уклад жизни раннего средневековья в Европе не создавал условий для возникновения благоустроенного жилища, и само понятие «мебель» еще не существовало. У очагов сидели на скамьях, грубо обтесанных чурбанах.

 

В этот период мебель создавали в основном для церквей: скамьи, пюпитры, шкафы, сундуки и т. д.

 

Сундук был универсальным бытовым мебельным изделием ( 2.10,а). Он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для путешествий. Первые сундуки выдалбливали из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, часто украшая резьбой из клиновидных зарубок. Позднее сундуки стали оковывать металлом, ставить на колеса или на довольно высокие ножки.

 

Мебель для сидения изготовляли из набора точеных стержней или досок. Кроме стульев и кресел ( 2.10, на четырех ножках был широко распространен точеный трехногий табурет. К стульям часто изготовляли скамеечки для ног.

 

Повернутый на бок кованый сундук явился прототипом шкафа ( 2.10,в). Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древнеримского саркофага.

 

Кровати создавались византийского типа. Позднее под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью появляется балдахин, который создавал иллюзию безопасности.

 

Столы простые, дощатой конструкции. Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух дощатых боковинах, соединенных для прочности массивными брусками. Более сложны по конструкции круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе с массой столярных консолей.

 

Формы романской мебели просты, лаконичны и примитивны. Мотивы орнамента заимствованы из архитектуры ( 2.1 . Мебель окрашивали в яркие цвета.

 

Роскошь убранства интерьера достигалась дорогими скатертями, покрывалами, бытовой утварью, выполненной из. драгоценных материалов.

 

Готический стиль сформировался по мере роста монастырей и их богатств в результате паломничества и крестовых походов.

 

В готическом интерьере городских домов большую роль играли массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и балками. Композиционным центром интерьеров являлся камин.

 

2.1 Романская мебель: а — сундук; б — стул; в — шкаф

 

Важная роль отводилась посуде (кувшины, подносы, кружки, блюда), которые, как и другие предметы, размещались на полках. Главная роль в оборудовании интерьера продолжала принадлежать сундукам, которые расставляли вдоль стен.

 

В убранстве интерьеров большое значение имели ткани, которыми обтягивали стены. С середины XIV в. начали изготовлять тканые ковры (шпалеры) с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. Широко применяли ткани для скатертей, покрывал кроватей, сундуков и сидений.

 

2.1 Примеры орнаментации романской мебели: а —ларь; б—стул

 

Развитию мебели городских жилищ способствовало возрождение рамочно-филенчатой вязки. Теперь мебель конструировали не из толстых брусков, которые делали ее тяжеловесной, а из тонких пиленых досок (рис 2.1 . В отделке мебели использовались архитектурные и натуралистичные растительные орнаменты.

 

Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан остается сундук, часто с рамками и филенками, которые украшаются стрельчатыми сводами, имеют цоколь и приближаются к форме шкафа.

 

Появляются и новые типы мебели, например различные шкафы для посуды: буфет, шкаф-поставец, дрессуар (вид поставца). В XV в. появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами.

 

В конструкции готических столов возросло число разновидностей. На боковых щитах столов появилась плоская резьба, а их среднюю часть стали облегчать проемом в виде двойного или одинарного готического окна с решеткой переплета. Появляется ранняя форма письменного стола с поднимающейся крышкой, под которой находились отделения и маленькие ящички. Были также распространены столы на четырех наклонных ножках, соединенных внизу проножкой.

 

2.1 Готический стиль в предметно-пространственной среде:

 

а — фрагмент интерьера храма в Амьене; б— кровать; б — готическое кресло

 

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, но длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самой распространенной мебелью для сидения и лежания. Основная форма готического кресла появилась из формы сундука с высокой глухой спинкой и подлокотниками. Сиденье подъемное ( 2.13,а). Верх спинки заканчивается горизонтальным карнизом с резным гребнем над ним. Отдельные части кресла украшают обильной рельефной резьбой. Гладкое досчатое сиденье было жестким, нижний ящик мешал ногам, а резная отвесная спинка не была удобной.

 

Каркас мебели украшали архитектурными членениями: поперечными ребристыми элементами, стрелами, башенками, колонками, что придавало изделию легкость. Для украшения мебели использовали также форму стрельчатых арок, ниш, затем стали появляться изображения фигур.

 

2.1 Мебель французской готики:

 

а — шкаф; б — кресло; в — сундук

 

Наиболее изящна по пропорциям, подбору украшений и соразмерности отдельных частей французская готическая мебель ( 2.13 и 2.1 . Ее отличают элегантность форм и утонченность деталей.

 

Индия. Представление о характере индийского городского жилого дома и его интерьере дают изображения на рельефах и каменная скульптура. Городские дома многоэтажные, с балконами, открытыми галереями, украшенные богатой орнаментикой.

 

Для украшения мебели применяли лакирование, инкрустацию из черного дерева, перламутра, слоновой кости, резьбу по слоновой кости, позднее ажурную резьбу.

 

Мебель для сидения на скрещенных ножках. Часто использовались подушки. С IV в. до н. э. под влиянием греческого искусства широкое распространение получают низкая кровать с плетеным ложем, табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем ( 2.1 .

 

2.1 Готическая мебель в стиле Тюдор:

 

а — кресло; б— мотивы готического орнамента; в ~- шкаф; г — треугольное кресло; д — ларь из древесины дуба

 

Китай. Искусство мебели в Китае уходит своими корнями в далекую древность. Оно тесно связано с развитием архитектуры и интерьером жилища.

 

Мебель ( 2.1 представлена разнообразными лежаками и кроватями с плетеными или плоскими деревянными ложами. Кровать часто снабжают ограждением — реечным или тканым. Стулья и кресла первоначально были низкими, а затем приобрели традиционную форму. Шкаф щитовой конструкции был прямоугольной формы, а затем появились криволинейные очертания и рамочная конструкция.

 

2.1 Индийская мебель: а — церемониальное кресло; б— кровать; в — табурет

 

Мебель изготовляли из разнообразных материалов: древесины, различных волокон (плетеная мебель), фарфора и камня. Фурнитура выполнялась из сплава меди и никеля с добавлением цинка. Особой известностью пользовалась китайская лаковая мебель.

 

Мебель отделывали также инкрустацией цветной древесиной, костью, рогом, перламутром, раковинами, полудрагоценными камнями и металлом.

 

Япония. Японский дом — это дом-комната ( 2.1 , т. е. каждое здание имеет внутри только одно помещение. Для подразделения внутреннего пространства используют передвижные стены и ширмы, что позволяет быстро трансформировать это пространство и дает возможность разнообразно использовать одно и то же помещение в зависимости от времени суток и потребности.

 

2.1 Китайская мебель:

 

а— набор табуретов (низких столов) из семи предметов, черный лак с позолотой; б — парадная кровать; в — бамбуковое кресло

 

Другая особенность, оказавшая большое воздействие на конструкцию и эстетические свойства дома и сада, — обычай сидеть на покрытом циновками полу. Расчет на фигуру сидящего на полу человека определил пропорциональное решение интерьера, высоту помещений, масштаб вещей. Обычай сидеть на полу не требовал специальной мебели — стульев, кресел, диванов и постоянного стола для трапезы.

 

2.1 Интерьер японского дома

 

Основные материалы в японском доме — полированное некрашеное дерево и бумага. Пол сплошь покрывают татами — толстыми матами из рисовой соломы. Под татами находится деревянная решетка. Татами имеет строго определенный размер (205 199 см) и служит модулем всего жилища, являясь основой системы стандартизации японской архитектуры.

 

В интерьере японского дома широко распространены невысокие бумажные фонарики. Для трапезы служат лаковые сервировочные столики, к которым садятся прямо на циновки или на плоские ватные или сплетенные из соломы или травы подушки (дзабу-тон). Спальные матрацы покрывают ватными почти квадратными одеялами (футон). В древности подушкой служила деревянная лакированная подставка с мягким вращающимся валиком. Постельные принадлежности убирают на день в стенные ниши. Для работы используют специальные столы высотой 20—40 см удлиненной формы с выдвижными ящиками ( 2.1 .

 

Характерная и центральная деталь интерьера — ниша (токоно-ма), где располагаются скромные, но изысканные украшения — свиток живописи, ваза с цветами. Рядом может быть другая ниша с Z-образно расположенными полками (тигандана).

 

2.1 Мебель и оборудование японского жилого дома:

 

а — бумажный светильник; б— сервировочный столик; в— подставка для головы; г — рабочий стол с выдвижными ящиками; д— встроенное оборудование (токоно-ма); е — лакированный шкаф

 

Для японской мебели характерны неправильные, асимметричные комбинации элементов и их ритмичное построение, изящная, основанная на естественных формах орнаментика, высокий художественный вкус, продуманность и завершенность проработки всех деталей, единство формы, материала и отделки.

 

В качестве заполнителей для приготовления бетонной смеси применяют песок, гравий, щебень. При этом песок называется мелким, а гравий и щебень — крупными заполнителями.

 

Гравий является продуктом разрушения различных горных пород, имеющих окатанную форму и гладкую поверхность. Для приготовления бетонных смесей применяют гравий, состоящий из зерен размером 5—150 мм. Щебень получают путем дробления естественных (природных) или искусственных каменных материалов на куски размером 5— 150 мм. Из природных каменных материалов для получения щебня используют твердые горные породы — известняк, доломит, гранит, из искусственных — кирпич, шлак. Требования к гравию и щебню для различных бетонов установлены действующим ГОСТом.

 

Бетоном называют искусственный каменный материал, получаемый в результате затвердения смеси, состоящей из вяжущего, воды и заполнителей. До момента затвердения полученная смесь называется «бетонной смесью». В качестве вяжущих веществ применяют минеральные и органические вяжущие. К минеральным вяжущим относятся гидравлические вяжущие вещества, т. е. цементы, образующие цементные бетоны, и воздушные вяжущие, преимущественно гипс (дающий гипсобетон). К органическим вяжущим веществам относится асфальтовое вяжущее, которое вместе с заполнителями образует асфальто-» бетон. Воду для приготовления бетонной смеси используют водопроводную питьевую. Сточные воды, содержащие жиры, растительные масла, сахар, кислоты, соли и другие примеси, применять нельзя. Пригодность непитьевой воды для приготовления бетонов в каждом отдельном случае определяется лабораторией.

 

Виды бетонов. Бетоны, применяемые в строительстве, разделяют: по видам вяжущих веществ — на цементные, гипсовые (гипсобетон), асфальтовые (асфальтобетон); по плотности — на особо тяжелые (с плотностью более 2500 кг/м3), тяжелые (с плотностью 1800—2500 кг/м3), легкие (с плотностью 500—1800 кг/м3), особо легкие — ячеистые (с объемной массой менее 500 кг/м3); по назначению — на обыкновенный (для бетонных и железобетонных конструкций различных зданий и сооружений), гидротехнический (для гидротехнических бетонных и железобетонных сооружений — каналов, плотин, шлюзов) и бетон, применяемый для санитарно-технических бетонных и железобетонных сооружений и изделий (резервуары, колодцы, трубы); специальные — огнеупорные, кислотоупорные, гидратные (для защиты от излучения). В современном строительстве наиболее широко применяют обычный тяжелый бетон.

 

Наиболее широкое применение имеют природные пески. По условиям залегания они подразделяются на речные, морские и горные (овражные). Каждый из этих видов песка имеет свои форму зерен и состав. Подбор песка для приготовления разных бетонных смесей производится в лабораторных условиях.

 

При первом способе состав бетона записывают в виде пропорции. Например, 1 : 2 : 4 по массе при В/Ц=0,б (первая цифра обозначает расход цемента, вторая — песка, третья — гравия или щебня). Количество цемента всегда принимают за единицу. Состав бетона по объему устанавливают только при малых объемах бетонных работ. В случае приготовления бетона в больших количествах, как в построечных, так и заводских условиях, все материалы дозируют по массе.

 

Вяжущие вещества и вода являются активными составляющими бетона, так как между ними происходит реакция, благодаря которой образуется цементный камень и происходит сцепление его с заполнителями. Заполнители в большинстве случаев не вступают в химическое соединение с цементом и водой. Поэтому их обычно называют инертными материалами. Заполнители образуют жесткий скелет бетона и уменьшают его усадку. Пористые заполнители, кроме того, уменьшают объемную массу и теплопроводность.

 

Расчет состава бетона, как правило, производят в лабораторных условиях. На основании расчетных данных составляют специальные таблицы, в которых указывают состав бетонной смеси для разных марок бетона.

 

Обычный тяжел ы й бетон. Определение состава. До начала изготовления бетонной смеси определяют состав бетона требуемой марки. Состав бетона выражают двумя способами: а) в виде массового или объемного соотношения между составляющими бетон материалами, т. е. цементом, песком и гравием (или щебнем), с указанием водоцементного отношения (В/Ц); б) в виде расхода этих материалов (в том числе и воды) на 1 м8 уложенной и уплотненной бетонной смеси.

 

Стационарные бетоносмесители периодического действия с неопрокидным барабаном емкостью 1200 л:1 — разгрузочный лоток; 3 — загрузочный бункер; 4 — смесительный барабан; 2 — бак для дозирования воды; 5 — рама

 

При втором способе установления состава бетонной смеси расход материалов на 1 м3 указывают в кг, например, цемента — 280, песка — 700, гравия — 1250, воды — 170; т. е. 2400 кг на 1 м3 бетонной смеси. Качество бетона в большой степени зависит от правильности определения его состава. Различают два состава бетона: номинальный (лабораторный), рассчитываемый для сухих материалов, и производственный (полевой) — для материалов в естественно влажном состоянии.

 



Фундаменты на проса дочных грунтах. Кровли из асбестоцементаых плоских и волнистых листов. Кровли из мягких материалов. Крыши бань и саун. Легированные стали и твердые сплавы. Малярные работы. Материалы и изделия из горных пород.

 

Главная  Свойства 



0.0009