Главная  Свойства 

 

Мебель и оборудование интерьера в стиле барокко

 

Франция. Классицизм в своем дальнейшем развитии приобретает новые черты и проходит два этапа: стиль директории и стиль ампир.

 

Мебель стиля директории по форме близка к античным образцам. Основные особенности — простые прямолинейные формы и прямые линии, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора, суживающиеся книзу ножки ( 2.39,а), гладкие колонны, фронтонные завершения шкафов, заполнения ажурных спинок в форме ромбов и многоугольников, античные или древнеегипетские орнаментальные мотивы.

 

Мягкую мебель обивают гладким или полосатым сукном, иногда шелком и кожей. Головные и ножные щиты кроватей одинаковы по высоте, иногда спинки имеют S — образную форму ( 2.39, .

 

Корпусная мебель с прямыми ножками, объемы простые, облегченные ( 2.39,в); карнизы поддерживаются колоннами или пилястрами с бронзовыми капителями.

 

Новым этапом развития классицизма был так называемый стиль империи — ампир. Стиль ампир был создан архитекторами и художниками того времени, а не возник в результате развития художественных тенденций.

 

Наиболее ярко стиль ампир проявляется в интерьерах императорских загородных резиденций ( 2.4 . В композиции интерьеров господствовали симметрия, прямая линия, геометрия, устойчивые схемы. Кресла, канапе, табуреты расставляли симметрично, в центре помещения — круглый стол. Окна и двери драпировали.

 

2.3 Мебель стиля директории (Франция): а — стул и кресло работы Ж. Жакоба; б— кровать; в — шкаф работы Ж. Жакоба

 

2.4 Мебель и интерьер по рисунку Персье и/Фонтэна

 

В столовых размещали круглые столы, серванты с фарфором, хрусталем, серебром. Стулья ставили вдоль стен. Стены декорировали узкими пилястрами, панели затягивали тканью, оклеивали бумажными обоями или расписывали клеевой краской.

 

Для мебели стиля ампир характерны монументальность и нарочитая статичность, которая несколько смягчается светлыми тонами и пятнами позолоченной бронзы.

 

К формам античной мебели была особенно близка мебель для сидения ( 2.4 . Стулья по форме близки к греческому стулу — клисмосу. Иногда вся боковая часть стула и кресла превращается в скульптурное изображение льва, лебедя, грифона и др. Мебель обивают алым сукном с черным бордюром, кожей, шелком. Широко применяются табуреты на скрещивающихся ножках, разнообразные по формам и размерам диваны. В обиход входят кушетки.

 

Опоры столов решали в виде античных колонн и пилонов. Появились большие круглые столы, маленькие круглые столики на одной ножке, туалетные столы и массивные тумбы-постаменты цилиндрической формы, которые симметрично размещали по обеим сторонам кровати; горки, узкие серванты.

 

Кровати часто украшали балдахином в форме палаток ( 2.4 .

 

Шкафы и секретеры крупных размеров, увенчанные карнизами и фронтонами, были похожи на античные храмы.

 

Европейская мебель середины XIX в. характеризуется новым стилевым направлением, которое позднее получило условное название «бидермейер» (от нем. «бидермейер» — бравый господин Мейер) и стало синонимом мещанства.

 

Бидермейер был стилем скромных буржуазных жилищ. Мебель этого стиля была свободна от архитектурных форм и чужеродного декора, практична и удобна ( 2.4 . Строгость ампира вытеснена более естественными формами, плавно изогнутыми линиями, округлением углов. Ножки и спинки стульев и кресел имеют легкий изгиб, спинки ажурные, сиденья мягкие и плетеные.

 

Появилась трансформируемая мебель, столы с выдвижными и откидными крышками, диваны с плавно изогнутыми спинками и подлокотниками. Разнообразна корпусная мебель: буфеты, секретеры, шкафы с одной дверцей, умывальники. Кровати с простыми гладкими поверхностями изголовья.

 

2.4 Кровать в стиле ампир

 

Простота форм мебели в интерьере компенсировалась яркой расцветкой обивок, занавесок, скатертей, покрывал с вышивкой, обилием украшений и сувениров (вышивки, музыкальные часы и т. п). Интерьер дополняли угловые шкафчики, этажерки, витрины, комнатные растения в корзинах и вазах.

 

В 20-е годы XIX в. мебель стиля бидермейер становится разнообразнее и богаче, возвращаются формы рококо. На основе этого возникло новое направление в искусстве и, в частности, в мебели — неорококо.

 

Интерьеры неорококо отличает стремление к роскоши и нарядности. Стены отделывают шелковыми обоями, двери и окна обрамляют тяжелыми, темными драпировками. Люстры делают из стекла или позолоченного дерева, полы исполняют из наборных паркетов.

 

2.4 Мебель стиля бидермейер: а — комбинированный письменный стол; б — гарнитур; в, г — секретеры; д — стул

 

Предметы корпусной мебели сохраняют прямолинейные формы, а каркасная мебель выражает характер нового стиля. Наиболее близка по форме к стилю рококо мебель для сидения ( 2.43,а, в). В стиле неорококо впервые проявляется эклектизм, т. е. механическое соединение форм разных стилей.

 

Заметный вклад в развитие мебельного искусства внес Михаил Тонет, который изобрел гнутую мебель (венская мебель), разработал и первым освоил производство недорогих мебельных изделий. Стулья М. Тонета отличаются рациональностью и единством конструктивного и художественного решения. В формах своей мебели М. Тонет намного предвосхитил начинания мебельной промышленности XX в. ( 2.4 .

 

2.4 Мебель неорококо: а — диван; б— шкаф; в — стул

 

2.4 Мебель, изготовленная по технологии М. Тонета

 

Стены оформляли элементами ордеров, в их обработку включалась живопись в пышных богатых обрамлениях. Особое значение имели большие, во всю высоту стен, зеркала.

 

Мебель для сидения становится более удобной: появляются мягкие сиденья, спинки с отвалом, удобные подлокотники ( 2.27,а, б). Кресла снабжены конусными, с кувшинообразным расширением в верхней части, либо изогнутыми ножками, а также проножкой в форме слегка изогнутой крестовины с резным вазоном посередине. Мягкая мебель массивна, украшена резьбой и обита темным бархатом с крупным узором. Табуреты делают с расходящимися изогнутыми ножками, которые имеют фигурные про-ножки и позолоченную резьбу.

 

Италия. Барокко (от итал. barocco, буквально — странный, причудливый) свойственны контрастность, стремление к величию и пышности ( 2.2 . Особенно роскошны интеръеры — в них широко использованы лепка, скульптуры, роспись, мрамор, позолота, живописные плафоны.

 

Мебельные изделия украшают помимо традиционных новыми материалами: костью, черепаховым панцирем, перламутром, фарфором и т. д.

 

Такой же пышностью и разнообразием форм отличается мебель: консоли (пристенные столы), скамьи, столы, кресла и бюро. Основные способы ее отделки — фанерование и техника деревянного набора.

 

Столы — шести- или восьмиугольной формы, края столешниц обрабатывали резным орнаментом. Ножки времен ренессанса в виде массивных опор заменяются одной точеной в виде вазы, к которой с трех сторон примыкают особые кронштейны, оканчивающиеся внизу звериными лапами.

 

Сундуки и лари уступают место шкафам ( 2.27,в), кабинетам и бюро-кабинетам. Для шкафов характерны криволиней-ность очертаний в плане, наличие изогнутого карниза со сложной скульптурной композицией, сложный силуэт.

 

2.2 Стиль барокко в предметно-пространственной среде:

 

Широко использовалась техника флорентийской мозаики: изображения птиц, цветов выкладывались из тонких срезов камней.

 

Принципиальные изменения происходят в конструкции кровати: остается балдахин, консольно крепящийся к стене, но поддерживающие его высокие колонки исчезают, тем самым объем кровати зрительно включается в пространство помещения.

 

Корпусную мебель отделывают древесным шпоном с последующим декорированием поверхностей инкрустациями и накладными металлическими деталями, столы, кресла и табуреты не фанеруют, а золотят.

 

а — фрагмент интерьера палаццо Ди Сан-Мацано в Турине; б— одежда; в — шкаф; г — стол

 

Кресла обивают декоративной тканью. Ножки в форме четырехгранных балясин, как бы набранных из нескольких кубических и пирамидальных элементов ( 2.2 . Кресла, диваны, стулья обычно с очень высокими спинками, ножки пирамидальные, украшенные профилировкой. В обиход входит шезлонг — кресло с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем.

 

Франция. Характер интеръеров этого периода можно проследить по отделке парадных залов Версаля. В одних залах стены, разделенные на отдельные панно, облицованы многоцветным мрамором и украшены колоннами и пилястрами, между которыми размещены лепные золоченые композиции. В других стены обтянуты дорогими тканями, которые меняли в зависимости от времени года: зимой — зеленым или темно-красным бархатом с золотым галуном; летом — парчой с золотым или серебряным узором и многоцветным шелком. Мебели в залах немного: табуреты и несколько столов с вазами.

 

Столам придают круглую или прямоугольную форму. Ножки вертикальные, богато инкрустированные и вверху украшенные бронзовыми женскими головками.

 

Основное место в убранстве дворцовых помещений принадлежит кабинетам, которые также большей частью выполняют из черного дерева. Их опоры представляют собой группы колонн или кариатиды. Створки, обильно украшенные, скрывают ряды богато отделанных выдвижных ящиков и особый внутренний портал, напоминающий театральный. Лицевую часть кабинета решают как фасад барочного здания с выступами, карнизами, балюстрадой и фронтоном.

 

2.2 Мебель итальянского барокко: а — кресло; б—диван; в — шкаф

 

Диваны делают как бы из трех поставленных рядом кресел, благодаря чему образуется одна общая поверхность сиденья и спинки, которые обивают богатой декоративной тканью.

 

2.2 Кресло французского барокко

 

Голландия. Мебель этого периода в Голландии характеризуется конструктивной ясностью, энергичными формами рубленых и точеных деталей. Линии и формы голландской мебели просты и лаконичны, мебель удобна и соответствует небольшим жилым помещениям: столы на точеных ножках в форме шаров с сильно выступающим изогнутым карнизом, с колонками или пилястрами и ленточным орнаментом; горки, состоящие из комода с волнистыми формами и устанавливаемой на него витрины для хранения фарфоровых и стеклянных изделий; кровати с пышным оформлением из дорогостоящих тканей; мебель для сидения, обтянутая шерстяными тканями или плетеная.

 

2.2 Мебель французского барокко (эпоха Людовика XIV): а — комод; б — шкаф; в — низкий шкаф

 

Появились новые типы мебели: комоды с выдвижными ящиками, письменные столы, постаменты для скульптур, футляры напольных часов и бюро из черного дерева с отделкой золоченой чеканной бронзой ( 2.2 .

 

Изготовляют крупные монументальные шкафы ( 2.30,а) с сильно выступающими раскрепованными в центре карнизом и колонками, богато обработанными филенками. Популярны так называемые франкфуртские шкафы ( 2.30, с богатой резьбой, изящных пропорций.

 

Германия. В Германию барочные формы мебели проникают из Италии и Голландии. В немецкой мебели широко используют древесину ореха, применяют обильный резной орнамент, энергично профилируют детали.

 

а — данцигский; б—франкфуртский

 

Англия. Для раннего английского барокко характерны прямые точеные ножки, соединенные внизу плавно изогнутыми проножками, гнутые ножки, отделка резными филенками с энергичным орнаментом.

 

Мебель в период расцвета английского барокко отличается простотой, мягкостью линий, чистотой форм и ясностью построения. Широко применяют черную и красную лаковую технику, заимствованную из Китая, орнаментальную инкрустацию, изогнутую ножку-кабриоль. Характерные типы мебели — кабинет и туалетный стол со стоящим на нем зеркалом.

 

2.3 Шкафы немецкого барокко:

 

Спинки стульев, кресел и диванов часто оплетены камышом, что придает им легкость. Появляется глубокое мягкое кресло с мягкой спинкой, сиденьем и подлокотниками, которое почти без изменений сохранилось до наших дней.

 



Фундаменты на проса дочных грунтах. Кровли из асбестоцементаых плоских и волнистых листов. Кровли из мягких материалов. Крыши бань и саун. Легированные стали и твердые сплавы. Малярные работы. Материалы и изделия из горных пород.

 

Главная  Свойства 



0.0046