Главная  Свойства 

 

Мебель и оборудование интерьера в стиле роккоко и класицизма

 

В последнее десятилетие XIX в. развивается новый стиль — модерн. В Германии его называли югендстилъ (молодой стиль), в Австрии — сецессион (отделение, уход), во Франции — ар-нуво (новое искусство). Модерн стремился преодолеть эклектику, создать современный универсальный стиль.

 

Для модерна характерны живописность, рисованность, пластичность форм, текучие «растительные» линии, которые очерчивают переплеты окон, порталы, стулья, светильники, повторяются в рисунке обоев. Орнамент маскирует конструктивное решение архитектурных элементов интерьера и мебели.

 

В мебели стиля модерн ( 2.4 различают два противоположных направления: чисто декоративное, пользующееся различными текучими линиями, и конструктивное с прямыми линиями и ясным построением.

 

В мебели применяли дорогие материалы и разнообразные способы и виды отделки: интарсию, окрашенную фурнитуру, перламутр, слоновую кость, металл.

 

В начале века были сформулированы отправные принципы новой эстетики вещей. Новым критерием стала целесообразность. Курс на целесообразную форму, рождаемую машинным производством, означал прежде всего обнажение этой формы, очищение ее от декоративной ручной художественной отделки.

 

Новое направление получает название функционализм, основа которого — воплощение закономерностей, которые присущи формам, произведенным машинным способом.

 

Центром европейского функционализма был Баухауз — архитектурная и художественная школа, основанная в 1919 г. архитектором Вальтером Гропиусом в Германии. В Баухаузе проектировали и изготовляли мебель, в которой преобладало конструктивное начало ( 2.4 .

 

Мнбгие архитекторы Нового времени предложили оригинальные решения стульев и кресел. Например, голландский дизайнер М. Штамм создал серию табуретов-стульев и кресел центричной конструкции. Собранные в пучок опоры держат сиденье, спинку и подлокотники, что позволяет сделать верхнюю часть вращающейся. Это решение положило начало современным барным стульям, рабочим креслам и табуретам.

 

2.4 Мебель европейского модерна: а — стулья; б— шкаф; в — ручка; г — комбинированный диван

 

Финский архитектор Алвар Аалто первым применил фанеру как несущий материал ( 2.4 . Среди созданных им моделей наиболее известно кресло для отдыха с сиденьем и спинкой из гнутоклееной фанеры и круглые столы и стулья с изогнутыми деревянными ножками.

 

2.4 Мебель Баухауза (1919—1923 гг.): а — кровать; б~ стол; в — кресло

 

2.4 Табурет, выполненный по технологии Алвара Аалто

 

Одна из отличительных особенностей современной мебели — соответствие мебельных изделий основным принципам проектирования: назначению зданий и протекающих в них функционально-технологических процессов эргонометрическим требованиям, требованиям массового производства и применяемым материалам, эстетическим требованиям.

 

Франция. Стиль прикладного искусства первой четверти XVIII в. {стиль регентства) является переходным этапом к искусству рококо. Мебель сохраняет черты французского барокко как в композиции, так и в орнаментике изделий, но по форме и декоративному решению значительно проще ( 2.3 . Классические орнаментальные мотивы вытесняются легкими растительными арабесками.

 

Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного характера, с уютными изящными интерьерами. Появляются будуары, кабинеты. В интерьерах значительную роль начинает играть мебель; ее размещают группами для создания большего комфорта. Центр композиции интерьера — невысокий камин, покрытый мраморной плитой и отделанный тонким рельефом. Над камином — большое зеркало, оправленное в роскошную раму. Вообще зеркал в интерьере, особенно в салонах и будуарах, становится больше.

 

ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.

 

2.3 Мебель стиля регентства (Франция): а — диван; б — комод; в — кушетка; г — шкаф

 

Во второй четверти XVIII в. сформировался в основных чертах стиль рококо. Во Франции стиль носит название рокайль (от франц. rocaille) — отделка кусками камня и раковинами.

 

Черты стиля рококо в мебели складывались постепенно. Изменилась мебель для сидения: пропали проножки, ножки более изогнуты, спинки низкие, сиденья шире и мягче. Стулья, диваны и кресла обивают бархатом. Для обивки мебели изготовляют ковры с мягкой ворсистой поверхностью и цветочным узором.

 

2.3 Мебель французского рококо:

 

В интерьерах стиля рококо отсутствует монументальность и неподвижность, все подчинено стремлению создать впечатление движения. Используют самые дорогие экзотические породы дерева, а также мрамор, шелк, гобелен, бронзу, золото. Наиболее распространены сочетания белого с голубым, светло-зеленым или розовым и позолота. Из Китая пришла мода оклеивать стены бумажными обоями.

 

Появились новые виды мебели: бержер (глубокое кресло) ( 2.32,а), диван в форме соединенных кресел ( 2.32, , секретер на высоких стройных ножках ( 2.32, в), письменный стол с картоньеркои (шкафчик для бумаг), угловой шкафчик, женский письменный столик, туалет с откидным зеркалом, круглые и квадратные тумбочки, комоды ( 2.32, г).

 

Широкое распространение получает двухкорпусный шкаф, буфет, верхняя часть которого решена в виде витрины с полками, бюро ( 2.3 .

 

а — кресло; б — диван; в — секретер; г — комод

 

Разнообразна мебель для сидения. Ножки прямые или слегка изогнутые, обработанные резьбой. Центральные вертикальные планки спинок имеют силуэт скрипки или высокой стройной вазы, позднее спинки делают сквозными. Кресла, особенно так называемые «крылатые», с высоко поднятыми подлокотниками, отличаются максимальным комфортом.

 

Германия. Наиболее сильное влияние французское рококо оказало на Германию, но немецкая мебель приобретает индивидуальные черты: более чистые и спокойные формы, меньше используются резной орнамент и бронза. Вместе с тем сильнее выявляется скульптурное, пластическое начало в мебельных изделиях: поверхности корпусной мебели становятся более изогнутыми, углы срезаются, вводятся изогнутые карнизы.

 

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII В.

 

Англия. Отличительные особенности английской мебели этого периода — отсутствие золочения й широкое использование древесины красного дерева. По-своему решались двухъярусные шкафы: строгие и рациональные формы, филенки, окруженные профилями ( 2.3 .

 

По сравнению с мебелью стиля рококо форма диванов, кресел, стульев ( 2.35,а, в) проще и спокойнее, ножки выпрямляются и обычно решаются в виде тонкой, стройной, суживающей книзу колонки, покрытой каннелюрами, в которых пробегают тончайшие бронзовые гирлянды. Подлокотники также выпрямляются и часто опираются на волюты с акантовым листом.

 

В больших застекленных книжных шкафах применена фасонная пайка стекол в виде ромбовидной сетки. Кровати обычно с балдахином в виде китайской пагоды. Разнообразны письменные столы и высокие напольные часы, которые становятся почти обязательной принадлежностью английского интерьера.

 

2.3 Мебель немецкого рококо: а — буфет; б—двухкорпусный шкаф; в — бюро

 

Франция. С усилением роли буржуазии в политической жизни появились призывы к более рациональному направлению искусства. Этим требованиям соответствовал новый стиль — классицизм, возродивший античные художественные формы.

 

2.3 Шкаф по рисунку Томаса Чиппендейла

 

2.3 Мебель французского классицизма:

 

Развиваются несколько типов стульев и кресел: с овальной спинкой, украшенной наверху гирляндой или завитком; с четырехугольной спинкой со срезанными по вогнутой дуге верхними углами. Все деревянные части изделия покрыты параллельно протянутыми рядами бус, акантовых листьев, ионников и других античных мотивов.

 

Из корпусной мебели особенно популярны секретер с приподнятым на высокие ножки корпусом ( 2.35, , бюро ( 2.35,г), по-прежнему широко используются комоды ( 2.35,д), но они становятся более строгими по форме. Появляются туалетные столы с вращающимся на горизонтальной оси зеркалом и напольные зеркала на двух стойках.

 

а — стул; б— секретер на высоких опорах; в — золоченое кресло; г — бюро с цилиндрической крышкой; д — комод

 

По проектам Р. Адама изготовляли разнообразную мебель: консоли, комоды, кабинеты, застекленные шкафы, легкие стулья с обитыми и плетеными спинками овальной, круглой и прямоугольной формы, кресла и диваны, близкие к античным прототипам, серванты, представляющие комбинацию буфета и сервировочного стола ( 2.3 .

 

Мебель для сидения выполняют из резного дерева, окрашивают в светлые тона (белый, фисташковый, нежно-серый, голубой), обивают полосатыми светлыми шелковыми тканями, китайским шелком, вышитыми тканями.

 

Широко применяют украшенные бронзовыми скульптурными группами каминные часы, канделябры, таганы, стоящие в каминах. В декор мебели вводят расписные фарфоровые накладки либо керамические плакетки с белыми фигурами на голубом фоне. Англия. На развитие классицизма в Англии большое влияние оказал архитектор Роберт Адам. Для мебели Р. Адама характерны светлые породы дерева, легкие пропорции, четкие контуры, резьба в низком рельефе ( 2.3 . Мотивами декора были гротески, фестоны, цветочные гирлянды, овальные розетки, сфинксы, бараньи головы, мифологические сюжеты и т. д.

 

Мебель другого мастера Георга Хэплуайта отличается простотой форм, элегантностью легкостью ( 2.3 . Особенно характерно решение спинок стульев и кресел:

 

2.3 Фрагментинтерьера работы

 

Как пример парадной мебели Хеп-луайта может служить кровать, украшенная точеными стойками — опорами с тонкой резной обработкой. Балдахин, выполненный из декоративной ткани, придает кровати особую нарядность. Корпусная мебель проста по форме. Некоторые изделия, например комоды, лишены декора ( 2.38,г). Многочисленны виды шкафов: дву

 

2.3 Мебель работы братьев Адам (Англия): а — кресло; б— сервант; в — диван; г — комод

 

2.3 Мебель работы Хэплуайта (Англия): а, б— кресла; в— кровать с балахином; г — шкаф

 



Фундаменты на проса дочных грунтах. Кровли из асбестоцементаых плоских и волнистых листов. Кровли из мягких материалов. Крыши бань и саун. Легированные стали и твердые сплавы. Малярные работы. Материалы и изделия из горных пород.

 

Главная  Свойства 



0.0013