Главная  Свойства 

 

Галопом через годы

 

Функциональные размеры рабочей плоскости для умственного труда определяются требованиями эргономики и габаритами оргтехники, используемой на рабочей плоскости. Параметры рабочей плоскости обычно кратны размерам писчей бумаги формата А4 ( 2.8 .

 

2.8 Определение параметров рабочих плоскостей письменных столов

 

Все виды работ с документами обеспечиваются рабочей плоскостью с размерами 750 мм по фронту и 600 мм в глубину. При наличии оргтехники минимальную площадь рабочей плоскости увеличивают на величину пространства, обеспечивающего удобство пользования ей.

 

Некоторые виды работ требуют определенного наклона или специальной высоты рабочей плоскости. При письме и чтении рабочая плоскость должна находиться перпендикулярно лучу зрения, т.е. в наклонном положении под углом 12-15°, при чтении — с изменением угла наклона рабочей плоскости от 25 до 85°. Оптимальное расстояние от глаз до рабочей плоскости должно быть в пределах 250-350 мм.

 

2.8 Необходимое пространство, занимаемое человеком за обеденным столом

 

Линейные параметры плоскости обеденных столов зависят от количества посадочных мест, необходимого пространства для людей, принимающих пищу при разных конструктивных особенностях стола и положения сиденья ( 2.8 , национальных обычаев. Площадь посадочного места обеденного стола определяется параметрами сервировки плоскости для одного человека ( 2.84, 2.8 . Параметры обеденной плоскости круглых ( 2.8 и овальных форм столов обусловлены минимальной площадью посадочного места для одного человека.

 

2.8 Параметры обеденных плоскостей при разных размерах сервировочного посадочного места:

 

а — бытовая; б — для столовых и кафе; в — для ресторанов

 

Обеденные плоскости квадратных форм обычно предусматривают на четыре посадочных места с длиной плоскости 750, 800, 900 и 1000 мм.

 

2.8 Функциональные размеры обеденных и рабочих столов

 

Основные функциональные размеры мебели для предприятий общественного питания показаны на 2.8 При проектировании обеденных залов помимо размеров посадочных мест важно учитывать габариты или взаиморасположение мебели, т. е. ширину проходов, расстояние от стен и т. д. ( 2.8 .

 

При проектировании рабочих мест для обеспечения наибольшей эффективности работы и наименьшей утомляемости важное значение имеет взаиморасположение рабочей плоскости и сиденья — соотношение рабочей поверхности и элементов сиденья при выполнении работ в положении сидя.

 

2.8 Варианты размеров обеденной плоскости круглых форм в зависимости от количества посадочных

 

мест

 

Высота рабочей плоскости для письма, черчения или чтения в положении сидя зависит от размеров тела человека опосредованно, через высоту рабочего сиденья.

 

2.8 Основные функциональные размеры мебельных изделий для предприятий общественного питания:

 

а — обеденный стол и стул для столовых; б — обеденный стол и кресла для ресторанов; в — оборудование баров; г — оборудование кафетериев; д — оборудование буфетов; е — журнальный стол, банкетка, кресло для отдыха; ж — стол для официанта (сервант); и — эстрада для оркестра; к—шкаф для хранения музыкальной аппаратуры и принадлежностей; л — вешалка гардеробная; м — барьер гардеробный

 

2.8 Взаиморасположение мебельных изделий:

 

а — в столовых и кафе самообслуживания; б — в кафе с обслуживанием официантами; в — в ресторанах

 

2.8 Определение параметров рабочего места:

 

а — взаиморасположение рабочей плоскости и сиденья; б—диаграмма зависимости высоты сиденья и рабочей плоскости от длины тела человека: нрп ~ высота рабочей плоскости; Нс — высота сиденья; Н — длина тела; Нп — высота пространства для ног; Нрс— высота рабочего сидения; Д — дифференция; Н, — расстояние от подставки для ног до наивысшей точки плоскости передней части сиденья; Н2 — расстояние от пола до подставки для ног; L. — глубина сиденья; Дс — дистанция сиденья; Д — дистанция спинки; В — глубина рабочей плоскости; В — глубина рабочего места

 

При этом необходимо обращать внимание на дифференцию, дистанцию спинки и сиденья ( 2.89,а). Определение высоты сиденья и рабочей плоскости стола в зависимости от роста человека, а также оценку этих параметров можно производить по диаграмме, представленной на 2.89,6.

 

Грубо говоря, строители-конструкторы с глубокой древности до наших дней стремились, с одной стороны, перекрыть без промежуточных опор как можно большее расстояние (или, как сказали бы специалисты, пролет), а с другой стороны, достичь как можно большей высоты зданий и сооружений. Эти два стремления обусловлены вовсе не соображениями установить своеобразный рекорд или выразить таким способом уникальность строящегося объекта, как может показаться на первый взгляд. Они отражают требования целесообразности, функциональности и экономии материалов или земельных участков, а в конечном счете — экономии средств.

 

Это, без сомнения, наиболее яркая область инженерного творчества, и те, кто расписывается под подобным проектом, всегда принадлежат к технической элите своего времени. Но, так же как и в искусстве, элита в технике малочисленна. Путь к вершинам конструкторского искусства не гладок; от кандидата в знаменитости требуется много таланта, трудолюбия и самоотдачи. Но, в отличие от искусства, здесь требуется и мужество. Если гениальный музыкант рискует лишь разочаровать публику, то гениальный конструктор при подобных обстоятельствах рискует быть физически уничтоженным. При таком положении вещей хороший инженер-конструктор должен быть достаточно смел духом, чтобы взять на себя большую моральную и материальную ответственность, с которой связано его творчество.

 

18 мая 1975 г. в геометрическом центре Польши был смонтирован последний элемент самого высокого сооружения нашего времени — 646-метровой мачты национальной радиостанции в Константинуве, в 100 км от Варшавы. А осенью следующего года телеграфные агентства сообщили, что в Японии сдан в эксплуатацию самый большой висячий мост в мире. Его центральный пролет длиной около 2,5 км действительно является самым большим расстоянием, которое преодолел человек. Эти два события представляют собой предел — разумеется, временный — внушительной эскалации размеров в строительстве, который наиболее ярко отражает мощь современной техники.

 

Если считать наибольшую величину пролета своеобразным показателем технических возможностей данного времени и галопом промчаться по последнему тысячелетию, можно заметить устойчивую тенденцию, представленную ниже на ряде примеров.

 

Воспользуемся примером промышленного строительства. Многие виды производств и технологических процессов нуждаются в обширных площадях, свободных от каких бы то ни было колонн, на которые опиралась бы конструкция перекрытия. Это необходимо для свободного развертывания технологических линий, для нормальной работы машин, механизмов и отдельных производственных узлов. В связи с этим конструкции перекрытий должны иметь пролеты длиной от 9-12 до 24, 36 м и более, а пространство, ограниченное четырьмя соседними колоннами, должно обеспечивать свободную площадь порядка 500 и даже 1000 м Примерно такова площадь десяти больших квартир ... с той лишь разницей, что квартиры предельно насыщены перегородками, ограждающими наружными стенами, несущими железобетонными стенами, а часто и колоннами. Подобные, хотя и не такие острые, конструктивные проблемы возникают и при возведении некоторых общественных зданий магазинов, университетов, больниц, административных и научных учреждений, где современные эксплуатационные концепции предполагают наличие свободных пространств размерами приблизительно 8 8, 10 10 или 12 12 м. Но, без сомнения, наиболее остро эти проблемы встают при строительстве таких специальных зданий и сооружений, как ангары, выставочные и зрительные залы, крытые стадионы. В этих сооружениях, по вполне понятным соображениям, крайне нежелательны, а часто и вообще должны быть исключены какие бы то ни было промежуточные опоры, хотя бы даже в виде стройных колонн. В этих случаях огромное свободное пространство должна перекрывать специальная несущая конструкция, которая в течение всего срока эксплуатации будет находиться в состоянии острого, хотя и невидимого конфликта с силами внешнего воздействия, и ни на одно мгновение нагрузки не должны взять над нею верх ...

 

104 г. до н. э. Мост Трояна на р. Дунай с рядом пролетов по 35 м. Конструкция моста выполнена из дерева.

 

Самые большие пролеты делаются у мостов. Стремление к большей величине пролетов здесь продиктовано не функциональными соображениями, поскольку водителю транспортного средства все равно, на скольких опорах покоится полотно моста, по которому он едет. Ведущими в данном случае оказываются технические, технологические, а также экономические требования. Например, трехкилометровый пролив невозможно преодолеть сразу, одним пролетом. Даже если он достаточно глубок и устройство промежуточных опор является очень сложным делом, данный случай выйдет за пределы нынешних технических возможностей человека и, несмотря ни на что, промежуточные опоры будут возведены. Но для глубоких проливов и ущелий меньшей ширины предпочтительно преодолевать препятствие на одном дыхании с помощью однопро-летной несущей конструкции и двух береговых устоев. В этом случае сооружению заведомо предстоит многие десятки лет бороться с гравитацией самым головокружительным образом.

 

1883 г. Началось строительство висячего моста над заливом Ферт-оф-Форт (Великобритания) с пролетом 142 м.

 

437 г. до н. э. Построен Акрополь. Каменные архитравы по его фасаду преодолевают 6-метровые расстояния между опорами.

 

1873 г., Вена. Ротонда перекрыта куполом, имеющим диаметр 105 м. Площадь, перекрытия куполом, равна 8700 м2.

 

1779 г. В Швейцарии братья Губерманы построили самый большой для того времени деревянный мост арочной конструкции с пролетом 119 м.

 

Гамбург, 1913 г. Построен ангар арочной конструкции с пролетом 220 м.

 

Несколькими годами позже сдан в эксплуатацию Бруклинский висячий мост в Нью-Йорке с пролетом шириной в полкилометра. Материал, из которого выполнены конструкции двух последних мостов, — естественно, сталь. В это время в области строительства общественных и производственных зданий происходят следующие события.

 

548 м — такова ширина центрального пролета самого большого стального моста, построенного в 1917 г. на р. Св. Лаврентия близ Квебека (Канада).

 

Чикаго. Мировое достижение 1893 г. — конструкция зала для мануфактурных товаров представляет собой стальную арку с пролетом 112 м.

 

В 1966 г. победителем в неофициальных состязаниях стал висячий мост Верозано на р. Веруози в Нью-Йорке. Центральный пролет равен 1300 м. С этого момента соперничать один с другим в части размеров пролетов могут уже только висячие мосты.

 

А теперь снова перенесемся в область мостового строительства, где устанавливаются очередные абсолютные рекорды .

 

Создается впечатление, что все эти своеобразные рекорды нашего времени достигнуты на базе такого материала, как сталь. Железобетонное строительство не вступает в борьбу за абсолютные рекорды, оно хорошо знает свое место ведь оно наиболее массовое, наиболее предпочитаемое, хотя некоторые его формы успешно конкурируют со сталью при средней и даже достаточно большой величине пролетов.

 

1937 г. Завершено строительство висячего моста над проливом Золотые Ворота близ Сан-Франциско (США). Его центральный пролет имеет ширину 1276 м! (Пролет в 1 км уже был преодолен несколькими годами раньше при строительстве моста Джорджа Вашингтона между островом Манхеттен и штатом Нью-Джерси.)

 

Здания в последнее время растут вверх, и этот процесс вряд ли прекратится в ближайшие несколько веков, поскольку численность человечества стремительно увеличивается, а свободные территории для отдыха и регенерации земной атмосферы катастрофически сокращаются. Но впечатляющая этажность перечисленных небоскребов продиктована особыми обстоятельствами: чрезвычайно высокими ценами на городские участки в капиталистических странах и спекуляцией этими участками. Владелец участка стремится выжать из него все, что можно, а это как раз и достигается путем строительства зданий головокружительной высоты. И если небоскребы в инженерном отношении являются блестящими образцами технической мощи человечества, в социальном аспекте их можно считать злокачественными образованиями в организме городской агломерации.

 

В 1976 г. первенство захватил висячий мост, сооруженный в Японии.

 

Высота телевизионных башен непосредственно продиктована требованием прямой видимости на как можно большей территории. В 50-60-х годах начали возникать одна за другой все более высокие телевизионные башни: Роттердам 110 м, Лондон 188 м, Штутгарт -213 м, Гамбург и Дортмунд — по 217 м, Мюнхен 290 м. Берлинская телевизионная башня высотой 361 м впервые побила рекорд Старого света, в течение восьми десятилетий принадлежавший известному сооружению Гюстава Эйфеля. Японцы увековечили визитную карточку Парижа в . . . Токио, сделав ее в семь раз легче. Вслед за этим они установили свой собственный рекорд, построив массивную радио телебашню высотой почти в полкилометра. Однако этот рекорд побила Московская телевизионная башня в Останкине. Ее 500-метровый железобетонный монолит до сих пор остается мировым рекордсменом в тяжелой категории телебашен.

 

Подобным образом обстоит дело и с высотой строительства. Рекламные спекуляции и псевдопатриотическая шумиха, создаваемая средствами массовой информации в капиталистических странах, нисколько не умаляет инженерной ценности и значимости конкретных сооружений. И в этой области ведущим мотивом является целесообразность, хотя она и затенена особенностями, характерными для конкретных социально-экономических условий. Начнем с небоскребов. Первый из них был построен в 1885 г. в Чикаго. Семью годами позже завершено строительство 21-этажного небоскреба, призванного возвести округ Колумбия в ранг мировых рекордсменов. Эскалация высоты продолжена в Нью-Йорке: в 1894 г. в Манхетте-не возник 104-метровый, а через 8 лет 150-метровый гигант. В 1932 г. было завершено строительство здания Эмпайр стейтс билдинг , которое благодаря своей высоте в 381 м стало мировым рекордсменом на долгие годы. В настоящее время самыми высокими зданиями в мире являются здания-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Высота этих 110-этажных зданий равна 405 м.

 

Мы кратко рассказали о верхней границе инженерных поисков последних лет. Она отражает если не наиболее характерные, то, во всяком случае, потенциальные возможности нынешних инженерно-теоретических знаний, строительных материалов и строительной технологии. Однако гораздо более интересен средний уровень строительства, где наиболее остро сталкиваются противоречивые стремления к надежности и экономичности, к ускорению темпов работ и высокому качеству, к эстетическому эффекту и типизации. В этом остром конфликте рождаются самые разнообразные инженерные решения, воплощаемые в конструкциях, различных по виду, назначению и величине. Одни требования перевешивают в ущерб другим (ведь идеальных решений не бывает!), каждая новая конструктивная форма находит однократное или многократное массовое приложение, превалирует над старыми формами или, наоборот, не оправдывает надежд. Богат, сложен и многообразен спектр современных инженерных концепций в области строительства.

 

Высота заводских труб обусловливается теплотехническими и экологическими обстоятельствами. С одной стороны, должна создаваться хорошая тяга, а с другой стороны, вредные дымы и газы следует отводить на такую высоту, чтобы они рассеивались в атмосфере, не представляя угрозы для людей. Одной из самых высоких труб в мире является труба болгарской ТЭЦ Марица-исток 3 , высота которой 325 м.

 

Высота радиомачт — другого вида высотных сооружений обусловлена длиной основной несущей волны транслируемых программ. Это легкая категория сооружений башенного типа: их ажурная металлическая конструкция, лишенная балласта в виде студий, вращающихся ресторанов и других развлекательных заведений, оказывающая слабое давление на основание, придерживается мощными стальными растяжками, которые запрещены для настоящих башен. Поэтому и высота радиомачт несколько больше. До последнего времени самой высокой была радиомачта, находящаяся в Кейп-Джераро (штат Миссури, США), достигающая высоты 535 м.

 

Таково положение сегодня, во второй половине XX в. Оно — результат долгого и мучительного опыта, восторгов и разочарований, успехов и неудач; это результат пути, -начало которого уходит в глубь тысячелетий ...

 



Фундаменты на проса дочных грунтах. Кровли из асбестоцементаых плоских и волнистых листов. Кровли из мягких материалов. Крыши бань и саун. Легированные стали и твердые сплавы. Малярные работы. Материалы и изделия из горных пород.

 

Главная  Свойства 



0.0103