Главная  Свойства 

 

Общие компоновочные решения очистных сооружений

 

В жилищно-коммунальном хозяйстве обследованием называют инженерные изыскания в городской застройке. Различают два вида таких изысканий: общее и детальное.

 

Целью общего обследования является получение информации об истори-ко-архитектурной ценности застройки, планировке и благоустройстве территории, градостроительных, технических и других свойствах зданий. Все эти данные необходимы для разработки стратегии восстановления и обновления зданий, но прежде всего —благоустройства территории.

 

От полноты информации зависит степень обоснованности решений. Недостаточность или неточность исходных данных может привести к невосполнимым утратам в городской среде, поэтому обследование проводят с особой тщательностью. Для этого разработана программа, структурная схема которой показана на Она отражает идею комплексного подхода к реконструкции.

 

Комплексность выражается двумя факторами. Во-первых, рассмотрение территории застройки как части городской структуры, во-вторых, изучение совокупности сведений, характеризующих отдельные здания как элемента этой застройки.

 

Исходная информация о территории разделена на пять групп. Особо важна историко-архитектурная и градостроительная, поскольку они являются отправной точкой в проектировании реконструкции. Данные о зданиях выделены в четыре группы. Опять же ведущие из них — это сведения об архитектурно-исторической ценности.

 

Выходные документы общего обследования включают в себя расчетно-по-яснительную записку — сборник информации и обоснованных заключений, необходимых для принятия градостроительно-реконструктивных решений и составления бизнес-планов.

 

Обследование включает в себя отбор архивных материалов, натурные изыскания и камеральную обработку. Отправными документами являются ситуационный план существующей застройки, технические паспорта зданий с инвентаризационными поэтажными планами, исторические документы об эволюции планировки территории и зданий.

 

Технические паспорта отражают состояние зданий и все происшедшие в них изменения. По действующим правилам эксплуатации на базе осмотров технического состояния дома в эти паспорта вносят изменения.

 

Картограмма историко-архитекгурной ценности застройки:

 

1 — памятники архитектуры, охраняемые государством; 2 — здания, предложенные на охрану; 3 — то же, историко-этногра-фической ценности; 4 — то же, архитектурно-художественной; 5 — здания, представляющие интерес как элемент городской среды; 6 — рядовая застройка; 7—культовые сооружения; 8—

 

фасады зданий, имеющие градостроительную ценность; 9—-границы охранных зон; 10 — граница территориальных жилищ-но-эксплуатационных организаций

 

Не менее важны материалы генерального плана развития города или проект детальной планировки. В последнее время, в связи с переходом к рынку и отсутствием централизованного финансирования, исключают детализацию реконструктивных мероприятий. Поэтому предлагают разрабатывать концепцию благоустройства района и его планировочных структур. Обследование ориентируют на градостроительные ограничения и требования общегородского и зонального значения.

 

Историко-архитектурную ценность застройки исследуют на двух уровнях. Изучают планировочную структуру территории и обследуют здания-памятники. Обследование начинают с анализа архивных документов учреждений городского управления, исторических и краевых музеев. Именно здесь концентрируются сведения, касающиеся застройки территорий, сохраняются и планы города, составленные в разные эпохи.

 

Эволюцию планировочной структуры территорий изучают, анализируя указанные документы. Как правило, привлекают специалистов из инспекций государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры. Используют исследования, проведенные этими инспекциями.

 

Анализ эволюции планировки совмещают с исследованием историко-архи-тектурной ценности отдельных зданий. Архивные данные сопоставляют с уточненным ситуационным планом.

 

В результате анализа составляют историко-архитектурную справку, где приводят сведения о качестве пространственной структуры территории и ее частей, наличии памятников архитектуры и местах утраченных исторических зданий. Определяют историю застройки в целом и отдельных зданий. Выявляют особенности возникновения и перекладки улиц, изменений в планировке территории и причинах этих изменений. Справку сопровождают графическим материалом — планом ретроспекции развития территории. На нем наносят существующие и снесенные памятники архитектуры, их охранные зоны, которые стратифицируют на заповедные, регулирования и так далее. Показывают оптимальные секторы обзора сохранившихся памятников.

 

Историко-архитектурная оценка зданий требует особой глубины исследований, поскольку необходимо бережное отношение к каждому строению. Возможна реставрация и даже реконструкция, но щадящая, с максимальным сохранением старинных элементов и созданием условий обзора с наиболее выигрышных точек.

 

При обследовании изучают первоначальное окружение памятника и дальнейшее развитие застройки. Устанавливают, как можно обеспечить его обзор. Вводят ограничения на расположение и высоту зданий нового строительства (см. а —в).

 

Эволюцию старинных зданий изучают по архивным документам. Выясняют не только время постройки и перестроек, но уточняют фамилии авторов-архитекторов, владельцев и даже арендаторов. Это иногда позволяет установить место жительства великих художников и общественных деятелей.

 

В зданиях, подвергнутых неоднократной реконструкции, стараются восстановить первоначальный облик, определить, насколько он искажен, какие элементы утрачены или появились позже. Эту информацию записывают в форму табл. 4.2.

 

На основе получаемых данных застройку ранжируют на четыре вида:

 

памятники федерального, территориального и местного значения, охраняемые государством;

 

здания исторической или архитектурной ценности, предложенные к охране;

 

постройки, представляющие интерес как этнографические образцы старой застройки;

 

элементы градостроительной среды, фасады которых придают кварталу индивидуальность.

 

Одновременно отделяют рядовую застройку и малоценные здания. Их кардинальная реконструкция и даже снос не противоречат целостности восприятия ансамбля улиц и площадей.

 

Ранжируют и части зданий. Отмечают, сохранилась ли объемная композиция, представляет ли фасад художественную ценность, не утрачены ли элементы первоначальной архитектуры или ценные декоративные и композиционные детали.

 

Исследуют и интерьеры. Устанавливают наличие ценной лепной отделки лестниц и квартир, состояние росписей и других декоративных деталей, выявляют присутствие в интерьерах декоративных ограждений и перил, дверей и других столярных изделий, ручек и другой фурнитуры.

 

Поэтажные планы разных лет сопоставляют с инвентарными, хранящимися в БТИ. Определяют, насколько сохранилась первоначальная планировка. Такая проверка помогает получить не только сведения о перепланировках, но и упрощает диагностику конструкций, так как расширяет знания о внесенных в них изменениях.

 

Результаты обследований отражают двояко. Графическую информацию закрепляют на планах территории. На них показывают границы охранных зон разного назначения, как изображено на 4.4, г. Для особо ценных зданий восстанавливают чертежи фасадов с подбором колеров.

 

Составляют историческую справку, в которой дают рекомендации по использованию застройки и формулируют условия реконструкций.

 

Исходные данные для обследования схемы застройки:

 

а — ситуационный план (1— этажность, материал стен и функция здания —К —камень; Д —дерево; СМ — камень и дерево; 2 — ведомственный фонд; 3 — общежития; 4 — арендуемый дом; 5 — арендатор в части здания; 6 — адрес здания—номер и строение; 7-—дома, находящиеся на ремонте; 8 — номер ГРЭП; 10— граница домовладения; 11—то же, ГРЭП; 12— графическое обозначение жилого дома; 13 — то же, нежилого; 14 — место снесенного ценного здания); б — картограмма этажности застройки (цифрами 1—8 показано количество этажей)

 

Информацию о ситуации на местности получают на основе полевых обследований. Во время обходов тщательно проверяют наличие и функцию зданий, поскольку возможны расхождения фактических и архивных данных. Эти данные сопоставляют с планами, хранящимися в Бюро технической инвентаризации (БТИ) и данными Дирекции единого заказчика (ДЕЗ). Уточняют границы домовладений и территорий, подведомственных эксплуатационным организациям (государственным, акционерным или частным ремонтно-эксплу-атационным предприятиям, кондоминиумам, другим товариществам и фирмам).

 

Обследование ситуации совмещают с получением информации о зданиях. На ситуационном плане ( 4.5, а) условными обозначениями отделяют жилую застройку от нежилой. Наносят нумерацию домов и других строений. Указывают этажность и материал стен. В дополнение к этому плану часто строят картограмму этажности, пример которой показан на 4.5, б.

 

О транспортных и пешеходных потоках информацию черпают в отделе главного архитектора города. В случае их отсутствия сведения об интенсивности движения транспорта и составе потоков экипажей получают в результате натурных обследований.

 

Схемы сложившейся планировочной организации территории:

 

а —схема пешеходного движения к магазинам, детским учреждениям и остановкам общественного транспорта (/—детские дошкольные и школьные учреждения; 2 — предприятия торговли и общественного питания; 3 — пешеходные пути; 4— остановки наземного общественного транспорта; 5 — то же, внеуличного; 6 — радиусы доступности; 7—основные конфликтные точки); б — схема функционального зонирования территории (/ — участки школьных учреждений; 2 — то же, детских; 3— то же, организаций; 4 — то же, торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 5 — участки промышленности, коммунального хозяйства и прочих организаций; 6 — то же, зеленых насаждений; 7— номера ГРЭП и ДЕЗ; 8 — границы ГРЭП и ДЕЗ)

 

Сначала изучают особенности обслуживания территории общественным транспортом. Устанавливают местоположение остановок автобусов, троллейбусов и трамваев, а также связи со станциями внеуличного транспорта — основного средства передвижения населения к местам тяготения в крупном городе. Далее определяют реальные пути перемещения людей в пределах жилых территорий. Пешеходную сеть обследуют, выявляя трассы к местам тяготения населения: остановкам, предприятиям торговли и обслуживания, школам и детским учреждениям. В сложных условиях хаотичной застройки центра города такое обследование целесообразно проводить зимой, когда пешеходные пути легко прослеживаются по дорожкам на свежевыпавшем снегу.

 

Полученные данные о реальных расстояниях пешеходных маршрутов проверяют на соответствие действующим нормативным ограничениям. Анализируют оптимальность мест остановок с точки зрения их доступности для жителей. Изучают структуру транспортно-пешеходной системы в пределах обследуемой территории. Устанавливают, нет ли кольцевых и сквозных проездов, конфликтных точек пересечения транспортных и пешеходных потоков.

 

Результаты обследования сводят в справку, где, помимо прочего, ранжируют пешеходные пути на главные и второстепенные. Отмечают положительные и отрицательные стороны сложившейся транспортно-пешеходной системы. Выявляют необходимость и возможности ее изменения. В этой части обследования составляют схему типа показанной на 4.6, а.

 

Функциональное зонирование территории прослеживают, устанавливая в натуре границы участков различного назначения.Площадь кварталов и микро-районов стратифицируют по двум уровням. На первом ее делят на 7 типов, а на втором—на подтипы, указанные в табл. Наряду с зонированием выявляют участки, свободные от застройки или занятые малоценными, подлежащими сносу, строениями, где впоследствии можно разместить новые здания.

 

В результате обследования составляют чертеж ( 4.6, б) и справку. В ней существующий баланс территории сопоставляют с нормативными требованиями. При этом в жилую территорию не включают участки, занятые учреждениями, не свойственными жилой застройке. В суммарную площадь зеленых насаждений включают все озелененные земли, кроме участков школ и детских учреждений.

 

В нормативных документах все расчетные данные приведены к площади территории брутто. Поэтому при анализе в территорию квартала включают площадь прилегающих улиц и переулков до оси проезжей части.

 

Площади, занимаемые учреждениями, сначала рассчитывают нетто, а брутто определяют, вводя коэффициент, вычисленный как отношение

 

Ка = Аб/Ан,

 

где Ка — коэффициент перевода площади нетто в брутто; AQHAH — суммарные площади обследуемой территории брутто и нетто.

 

При обследовании системы социально-бытового обслуживания уточняют соответствие состава и параметров учреждений действующим нормативным требованиям. Эти учреждения, расположенные в историческом центре городов, как правило, обслуживают не локальные территории. К ним тяготеют жители других районов. Кроме того, здесь много организаций городского значения типа управленческих, финансовых, лечебных, культурно-зрелищных, спорта и связи, поэтому обследование корректируют с генеральными планами развития города.

 

Полученную информацию совмещают с обследованием арендаторов и собственников недвижимости. Выявляют не только месторасположение, вместимость и техническое состояние объектов, но степень влияния на окружение шума и загрязнения, вызванных, например, разгрузкой или складированием товаров, внутриквартальным движением транспорта и пешеходов.

 

Список учреждений и предприятий социально-бытового обслуживания составляют по форме табл. При этом их разделяют по принадлежности (государственные, акционерные и частные) и значению (общегородские, территориальные и местные). Исходными для этого являются сведения, получаемые в территориальных комитетах имущества, жилищных инспекциях, управлениях образования, торговли и общественного питания. Эти сведения корректируют по результатам натурных обследований.

 

На территории центра городов в традиционно сложившейся системе большинство учреждений и предприятий имеют достаточную вместимость и мощность. Однако сеть детских учреждений и школ, служб жилищно-коммунального хозяйства, а иногда и магазинов не соответствует нормам. Поэтому при общем обследовании возникает необходимость в анализе.

 

Систему детских учреждений обследуют, привлекая руководство этой системы. Натурно уточняют вместимость, дефекты планировки и частей зданий. Полученные сведения сводят в таблицу 4.5, где в последнем столбце указывают: форму собственности и условия оказания услуг (платные или бесплатные), встроено учреждение или расположено в отдельном здании, насколько оно физически изношено и обеспечено ли участком территории и наличия требуемых площадей. Эту информацию приводят в справке, характеризующей систему детских учреждений.

 

Систему промтоварных и продовольственных магазинов обследуют по аналогии с системой детских учреждений. Как показала практика, при обследовании трудно установить площадь этих учреждений, особенно в условиях частной собственности на торговые помещения. Поэтому в магазинах с продавцами расчет допустимо вести по количеству торговых мест. Для сопоставления с действующими нормативами можно принять 20—22 м2 на каждое рабочее место в торговом зале промтоварного магазина и 20—35 м2 —продовольственного.

 

Потребную по нормам, вместимость торговых учреждений принимают, руководствуясь градостроительными методиками. Здесь необходимо внести поправку в эти методики. В современных переходных условиях при анализе существующей системы следует учитывать, что на старозастроенных территориях города сам рынок диктует пути развития сети торговли.Нерентабельные учреждения исчезают. В зависимости от спроса на товары помещения перепрофилируют и этот процесс перманентен.

 

Все же анализ системы торговли необходим. Его результаты используют как информационный материал для проектирования реконструкции. Например, решения о переносе необходимой населению части временных торговых точек на стационарную основу, использовать не пригодные для жилья здания.

 

Сейчас в центре городов возникло много торговых киосков и павильонов временного характера, которые также подлежат оценке при обследовании. Важно установить, насколько они рациональны с точки зрения интересов города и населения. Не портят ли экстерьер улиц, не создают ли неудобство для жителей, не мешают ли эксплуатационным организациям убирать территорию.

 

Результаты анализа отражают по форме табл. 4.6, где в последнем столбце кроме сведений, указанных в пояснении к табл. 4.5, приводят информацию о том, насколько торговые строения нарушают окружающую среду и как отделена зона загрузки товаров от жилой застройки.

 

Предприятия общественного питания обследуют по аналогии с торговыми. В центре города их потребную вместимость принимают, как и магазинов, по «дневному» количеству населения. Результаты анализа отражают в табл. 4.7, где в последнем столбце приводят такие же данные, как и для других учреждений социально-бытового обслуживания.

 

Службы эксплуатационных организаций обследуют с целью выявления обеспеченности офисными помещениями основного управленческого аппарата, техников-смотрителей и объединенной диспетчерской службы. Освидетельствуют и производственные помещения: мастерские, дворницкие и гаражи уборочной техники, мусорокамеры и места сбора твердых отходов.

 

Результаты обследования отражают в справке и на чертеже-схеме типа показанной на 4.7.

 

Гигиену среды на территории, как правило, проверяют по двум факторам: шумовому и инсоляционному режимам застройки. В некоторых особо оговоренных случаях оценивают загазованность воздушного бассейна и аэрационный режим.

 

Шумовой режим застройки оценивают, опираясь на теоретические разработки, изложенные в гл. Применяют графо-аналитический метод, как менее трудоемкий. Исходят из того, что основным источником шума в центральных районах городов является уличный транспорт, а в некоторых случаях и внеуличный — открытые линии метрополитена и железные дороги. Обычно этот шум на межмагистральных территориях составляет 80—90 % всех шумов.

 

Схема социально-бытового обслуживания:

 

1 — здания, находящиеся на ремонте; 2 — продовольственные магазины; 3 — то же, промтоварные; 4 — предприятия общественного питания; 5—то же, бытового обслуживания; б — административно-хозяйственные учреждения; 7—школы общеобразовательные; 8 — то же, специальные; 9 — детские сады; 10—детские ясли; И — многофункциональные учреждения культуры; 12— библиотеки; 13 — кинотеатры; 14—театры; 15 — аптеки; 16—- пункты детского питания; 17—поликлиники; 18 — радиусы доступности; 19 — номера ГРЭП

 

Состав транспортных потоков, существующая и перспективная интенсивность движения на магистралях, улицах городского и районного значения являются основными характеристиками. Их закладывают в концепции реконструкции улично-дорожной сети генеральных планов развития городов. Эти же характеристики необходимы для оценки шумового режима. Поэтому при расчете пользуются данными генерального плана, если с момента проведенного обследования не произошли кардинальные изменения в системе движения в городе.

 

Данные о транспортных потоках на улицах местного значения и в переулках в городах обычно отсутствуют, поэтому эту часть улично-дорожной сети приходится обследовать дополнительно. Обычно рассчитывают шумовой режим вручную или с применением микроЭВМ.

 

Метод замеров шумомерами обычно не применяют, поскольку шумы в городе не стабильны. От разных источников они накладываются друг на друга, часто появляются случайные шумы, поэтому требуется неоднократное дублирование показаний.

 

Исходные данные для графо-аналитического метода получают на местности. Визуально определяют скорости движения, интенсивность и состав транспортных потоков. Это легко сделать, поскольку потоки на второстепенных улицах легко поддаются зрительному учету даже без привлечения значительного количества учетчиков.

 

При необходимости получения точных данных о проникновении шума на межмагистральную территорию используют методики, изложенные в монографии Г.Л. Осипова и др. Для общего обследования такие данные не нужны, поэтому поправкой на материал покрытий дорог, как и способностью различных поверхностей по-разному глушить звук, пренебрегают.

 

Вначале выполняют подготовительные работы. Выделяют характерные транспортные узлы, намечают точки размещения учетчиков и определяют их количество.

 

Графический метод расчета уровней звука /А.ЭКВ:

 

Очистные сооружения от границ жилой застройки должны быть отделены санитарно-защитными зонами, размеры зон зависят от расчетного расхода, необходимой степени очистки и состава сооружений.

 

Взаимное расположение сооружений должно учитывать возможность строительства комплекса очистки сточных вод по очередям и расширения. Сооружения и здания должны быть размещены, возможно, более компактно. Расстояние между отдельными сооружениями должно обеспечивать возможность прокладки технологических коммуникаций, устройства подъездных путей и проездов, требуемые противопожарные и санитарные разрывы. Кроме того, необходимо учитывать ширину заложения откосов планировки.

 

Площадку для очистных сооружений следует располагать с подветренной стороны по отношению к жилой застройке и обязательно ниже города по течению реки. Высотное размещение очистных сооружений на выбранной площадке должно обеспечивать самотечное движение сточной воды, а сама площадка не должна затапливаться паводковыми водами.

 

Проектируемые проезды должны обеспечивать движение грузового транспорта в обоих направлениях в один ряд. На заключительном этапе разработки генплана следует обозначить контуры зелёных насаждений.

 

Состав очистных сооружений зависит от пропускной способности, требуемого качества степени очистки сточных вод, выбранного метода обработки и использования осадков, а также от местных условий и обосновывается соответствующими технико-экономическими расчетами.

 

При проектировании и строительстве очистных сооружений предусматриваются устройства для равномерного распределения сточных вод между отдельными сооружениями или их группами, устройства для опорожнения сооружений на время ремонта или профилактических технологических работ. Необходимо предусмотреть сооружение обводных трубопроводов или каналов для аварийного сброса сточных вод, установку приборов и устройств для замера количества сточных вод, осадка и активного ила, расхода воздуха, пара и газа.

 

Прокладку технологических и инженерных коммуникаций необходимо производить по наиболее коротким направлениям, компактно, преимущество вдоль проездов. Воздуховоды и тепловые сети рекомендуется прокладывать на низких опорах с устройством переходов над или под проездами.

 

Генеральный план очистных сооружений в зависимости от пропускной способности составляется в масштабе 1:500 или 1:100 На нём показывают основные и вспомогательные сооружения, трубопроводы и каналы, сети хозяйственно-питьевого водопровода, дождевой канализации, дороги, электрораспределительные устройства, паропроводы, газопроводы, трубопроводы теплофикации, кабели и пр. Генеральный план должен проектироваться с учетом санитарных и гигиенических требований, противопожарных мероприятий и техники безопасности.

 

При проектировании очистных сооружений следует предусматривать возможность их блокировки и обоснованного, оптимального числа эксплуатационных единиц. Очистные сооружения проектируются как в открытом, так и закрытом варианте.

 

На территории станции располагаются вспомогательные здания и сооружения: котельная, воздуходувная станция, лаборатория, административный корпус, мастерские, гараж и др.

 

а с самотечным движением; б с насосными станциями; J коллектор; 2 решетки; 3 песколовки; 4 первичные отстойники; 5 аэротенки; б вторичные отстойники; 7 выпуск в водоем; 8 эрлифтная установка для перекачки активного ила; 9 насосная станция; 10 биофильтр

 

Сточные воды должны проходить по всем очистным сооружениям самотеком ( 19. ; осадок из первичных отстойников, возвратный ил и избыточный активный ил обычно перекачиваются принудительно ( 19. .

 

1 Схемы движения осадка на очистных сооружениях:

 

1 Схемы движения сточной воды через очистные сооружения:

 

Для обеспечения самотечного движения воды по очистным сооружениям отметка поверхности воды в подводящем канале у приёмной камеры должна превышать отметку воды в водоеме, при высоком горизонте воды в приёмнике сточных вод. Эта величина должна быть достаточной для компенсации всех потерь напора по пути движения воды по сооружениям, учитывая запас, равный 1-1,5 м, который необходим для обеспечения свободного истечения воды из оголовка выпуска в водоем. Нормальная работа очистной станции в большой мере зависит от правильного определения гидравлических потерь на входе и выходе сточной воды из сооружений, при протекании её в каналах или трубопроводах, распределительных устройствах и др.

 

потери на трение при движении сточной воды по трубам и лоткам, соединяющим отдельные сооружения;

 

а под гидростатическим напором; б с перекачкой сырого осадка насосной станцией; в с двойной перекачкой осадка; 1 первичный отстойник; 2 иловые площадки; 3 илоуплотнитель; 4 насосная станция сырого осадка; 5 теплообменник; 6 сооружения для сбраживания осадка; 7 сооружения для обезвоживания и обезвреживания осадка; 8 насосная станция

 

потери в сооружениях очистной станции, в местах перепадов Уровней воды и т.д.

 

Виды этих потерь можно классифицировать следующим образом:

 

Для упрощения предварительного построения высотного расположения сооружений, за исключением решёток, потери напора принимаются: половина на входе в сооружение, а вторая половина на выходе из него.

 

потери при изливе воды через водосливы, отверстия на входах и выходах в каналы, в конструктивных и контрольно-измерительных приспособлениях и приборах и др.;

 

Для более точного определения отметок уровня воды в различных точках очистной станции необходимо учитывать потери на местные сопротивления: при входе и выходе воды из сооружений, в измерительных устройствах и смесителях, в местах поворотов, сужений или расширений каналов и т. п.

 

Обеспечивается также запас напора с расчетом на будущее расширение очистной станции.

 

Для определения взаимного высотного расположения отдельных сооружений очистной станции одновременно с составлением генерального плана строят профили движения воды, осадка и ила (профили «по воде» и «по илу»).

 

Общая величина потери напора на очистных сооружениях зависит от компактности расположения сооружений, то есть от величины разрывов между ними и длины подводящих лотков. Ориентировочно её можно принимать при механических и физико-химических способах очистки 2-3 м, при биохимических способах 4-6 м (для аэротенков) и 4-10 м (для биофильтров, в зависимости от высоты слоя загрузочного материала).

 

После размещения очистных сооружений на генплане обозначают точки для проведения расчёта (в местах изменения расхода воды, канала или сооружения). Направление расчёта выбирают по наиболее длинному пути.

 

Профиль «по воде» представляет собой развернутый разрез по сооружениям по самому длинному пути движения воды от подводящего канала до выпуска в водоем. Профиль «по илу» начинается от первичных отстойников и заканчивается на сооружениях по обезвоживанию осадка.

 



Фундаменты на проса дочных грунтах. Кровли из асбестоцементаых плоских и волнистых листов. Кровли из мягких материалов. Крыши бань и саун. Легированные стали и твердые сплавы. Малярные работы. Материалы и изделия из горных пород.

 

Главная  Свойства 



0.0016