Главная Ремонт
Отделка изделий из дерева Для придания столярным изделиям привлекательного товарного и эстетического вида они подвергаются отделке. Кроме этого, отделка, равно как и покрытие изделий различными пленочными материалами, защищает дерево от агрессивного воздействия окружающей среды и, как следствие, продлевает срок службы изделий. Виды отделки. По способу обработки поверхности дерева отделку можно разграничить на: а) имитационную; б) специальную; в) прозрачную; г) непрозрачную. Имитационной отделке обычно подвергается дерево, не обладающее красивой текстурой или вообще ее не имеющее. Термин имитационная отделка говорит сам за себя: дереву, из которого сделано изделие, придается внешний вид древесины ценных пород путем наклейки (напрессовки) текстурной бумаги, пленки, листового пластика. Наряду с этими способами применяется и глубокое крашение. Специальная отделка включает в себя такие работы как резьба, выжигание, инкрустация, металлизация (нанесение на поверхность деревянного изделия слоя из порошкообразного и расплавленного металла). Инкрустация. В настоящее время довольно широкое распространение получает инкрустация (интарсия). Вкратце охарактеризуем этот вид специальной отделки. Инкрустация - это врезка относительно толстых кусков древесины или иного материала в плоскость изделия заподлицо или с выступом. Эта работа трудоемкая и точная, но и наиболее эффектная, применяют ее в особо ценных изделиях. Инкрустация всегда должна подчеркивать цельность древесины в изделии и показывать, что оно изготовлено из массива. Например, инкрустация в углах или ребрах шкатулки будет интересна лишь тогда, когда толщина врезанного куска будет видна и с боковой кромки, т. е. с двух сторон. Врезка куска древесины торцом также не может быть заменена фанеровкой, так как торцевой фанеры не бывает. Если делать инкрустацию, то она должна быть самым ценным украшением вещи. Если изделие выполнено из красного дерева или ореха, то едва ли можно найти другую древесину, которая была бы более ценной и красивой по внешнему виду. В этом случае деревянная инкрустация не подходит, так как работа себя не оправдывает. Здесь нужно врезать кость, бронзу, серебро, т. е. материал, значительно более ценный и декоративный. Подбор материала для инкрустации. При подборе материала для инкрустации надо исходить из того, чтобы он хорошо обрабатывался напильником и шлифовался (т. е. чтобы был мягким). Можно рекомендовать для инкрустации бронзу (латунь), серебро, перламутр, кость, рог, а также мельхиор, эбонит, алюминий (дюраль). Стекло, камень, фарфор, сталь не могут быть обработаны вместе с древесиной, поэтому их вставляют в своих, как правило, металлических рамках либо выше, либо глубже поверхности древесины. Вставка без рамок непосредственно в древесину несколько обедняет работу. Главное правило инкрустации - изготовление гнезда после изготовления вставки точно по ее размерам. Подогнать вставку к заранее вырубленному гнезду очень трудно, обычно работа получается неряшливой. Выемку под полоски делают либо шпунтиком, либо пилкой с переставным упором. Если есть станок, используют фрезу. Под угольные вставки делают вырубку долотом или стамеской по разметке шилом. Инкрустация полоской металла, вбиваемой в прорезанную ножом щель. Прямоугольную полоску при этом держат наискось, сначала вбивают угол, затем отрезают под прямым углом вбитый кусок от основной полосы и забивают следующий. Выступы и неровности затем срезают ножницами или пилкой и напильником. Этим способом можно выполнить любой рисунок, вплоть до букв и портретов. Разумеется, предварительно на основание карандашом должен быть нанесен абрис - рисунок. Поверхность шлифуют шкуркой на куске древесины, излишки металла спиливают напильником. Полоску нарезают ножницами из цветного листового металла. Пригодны для этой цели латунь, красная медь, мельхиор толщиной 0,5 мм. Более толстые полоски, применяемые обычно в виде прямолинейных рамок, нарезают пилой и обрабатывают напильником с одной стороны. Если полоска должна выступать за плоскость, верхнюю кромку обрабатывают полуваликом и заполировывают. Можно вклеивать и круглую проволоку, наполовину утопив ее в канавку. Эпоксидный клей будет держать ее достаточно хорошо. Следует лишь для большей прочности припаять в углах и посередине штырьки, уходящие в глубь основания. При инкрустации рамками, расположенными внутри поля, наибольшие затруднения вызывает вырезка углов. Для облегчения этой работы следует просверлить в углах отверстия диаметром на 0,5 мм меньше толщины вставки и поместить в них металлические штыри. Затем, прикладывая к штырям стальную линейку, можно точно очертить и вырезать канавку. Вынув штыри, расчищают угол тонким долотом по ширине канавки. Для костяных инкрустаций пригодна обычная говяжья вываренная кость (берцовая). Она легко распиливается ножовкой на пластинки, обрабатывается напильником и шлифуется. Конечно, можно применять и слоновую и моржовую кость, если она имеется. При определении размеров инкрустации необходимо соблюдать чувство меры, так как большое количество ее может сделать работу неинтересной или попросту нелепой, подобно тому, как смешно или нелепо выглядят люди, чрезмерно увешанные украшениями. Центр крышки, дверки, контурная концентрическая рамка, основания ручек, ключевины - вот вполне достаточный набор мест для инкрустации куском материала. Проволочные инкрустации могут занимать большое поле. Нужно заметить, что инкрустация выглядит более богато на изделии из цельной древесины, нежели на оклеенном шпоном. Прозрачная отделка. Сюда входят такие операции, как полирование, вощение, покрытие прозрачной пленкой, морение. Учитывая, что прозрачная отделка является наиболее распространенным видом отделочных работ, приведем здесь краткую характеристику применяемых материалов. Материалы для прозрачной отделки. Очень широкое применение при отделке древесины получили нитроцеллюлозные, полиэфирные и мочевинофор-мальдегидные лаки, немного реже используются спиртовые и масляные лаки. Лаки на основе нитроцеллюлозы очень хорошо сохнут, образуя прозрачную и прочную пленку, которая отлично шлифуется. Лаки из мочевиноформальдегидных смол дают прозрачную и очень блестящую пленку. Масляные лаки дают прочную, эластичную, но недостаточно декоративную пленку. Спиртовые лаки страдают недостаточной прочностью пленки и слабым блеском. При всем этом необходимо обратить внимание на то, что лак, подчеркивая структуру дерева, имеет еще и собственный блеск, который не всегда бывает приятен. Восковые мастики. Чтобы проявить текстуру, но избежать блеска, применяют восковые мастики (раствор воска в скипидаре, уайт-спирите до состояния кашицы), которые втирают в поверхность древесины сначала ватным тампоном, а затем куском жесткой мешковины или брезента до тех пор, пока не проявится текстура. Эти мастики не дают блеска. Такая отделка очень приятна, но, к сожалению, недостаточно прочна и требует повторения. Поэтому применяют специальные матовые лаки, не дающие блеска и образующие прочную пленку. Шлифование. За исключением слоя, получаемого с помощью полиэфирных акриловых лаков, изобретенных недавно и главная задача которых - дать прочную защиту поверхности, обычные отделочные слои довольно тонки и на глаз их толщина не определяется. Поэтому любые впадинки и выпуклости на поверхности деревянной детали неминуемо отразятся и на поверхности лака. Чтобы этого избежать, поверхность шлифуют (см. Шлифование). Глифталевый и полиэфирный лаки. Существуют лаки, которые, растекаясь толстым слоем, не требуют затем полирования, так как густая пленка, затвердевая по всей толщине, остается блестящей и не передает рельефа поверхности. Это глифталевый лак и полиэфирный лак с отвердителем (похож на лак для пола). Смешанные компоненты лака и отвердителя следует употребить в дело в течение 30 минут и нанести наливом. При работе с подобными лаками следует предварительно провести опыт, чтобы определить время высыхания и, соответственно, режим работы. Лак для пола тоже можно применять, но под него необходимо сделать тщательное покрытие нитролаком, чтобы сохранить естественный цвет древесины. Основные правила лакирования: максимально широкий мазок, методичность и последовательность работы, отсутствие торопливости при нанесении следующего слоя. Если сказано, что слой должен высыхать за 20 минут, не следует пробовать его пальцем и класть второй раньше этого времени. Считается, что лаковый слой готов для шлифования, когда прижатый ноготь не оставляет отпечатка. Нужно сказать, что окончательный вид поверхность примет дней через 10-15 после лакирования. К этому времени просадка лака закончится. Распылитель. Распылитель дает наиболее ровный слой лака, и здесь главное не напылить слишком много, чтобы не образовались потеки. Если же это произошло, то капли нужно снять приготовленной щетинной кистью, тампоном, слегка смоченным растворителем, или, что гораздо хуже, растереть пальцем. Полирование. Хорошую прозрачную отделку дает полирование. Всегда по окончании лакирова ния поверхность подвергается шлифовке, а затем полировке. Основной материал здесь - спиртовая политура (смола шеллака в этиловом спирте). Лучшая из политур - № 14, политура № 13 мутная и более пригодна для первых слоев полирования. Тампон для полирования. Полирование ведут также тампоном, устройству которого следует уделить особое внимание, так как от его качества зависит и качество работы. Тампон заполняют чисто шерстяной тканью, лучше вязаной (носок или варежка), и обертывают куском стираного вафельного полотенца так, чтобы получился комок диаметром 7-8 см. Размер обертки 20x25 см. Это дает возможность по мере изнашивания рабочей части заменять ее новой, сдвигая старую в сторону. Правильно устроенный тампон, сжатый в правой руке, должен принять форму изогнутого боба с широкой частью в примыкании к ребру ладони. Политура. Политуру наливают на низ шерстяной набивки, развертывая обертку. Перед началом работы тампон смачивают маслом (5-10 капель), растирают масло по дощечке и затем постукивают тампоном, чтобы лучше распределить политуру. Наилучшее масло, как показал опыт,- трансформаторное или компрессорное. Вазелиновое и льняное дают худший результат. Масло наливают на дощечку из пузырька, придерживая его горлышко большим пальцем и пропуская масло по каплям. Технология полирования. Начинать полирование следует с наименее видных мест справа налево. Сначала идет движение без нажима, но по мере расхода политуры нажим увеличивается, а к концу нажим делается сильным, чтобы до конца выжать тампон. Минут через 20-25 на полированной поверхности выступает масло, которое удаляется мягкой фланелевой тканью. Просушка. После того как полировка закончена, масло вытерто, приступают к просушке - окон-чательному процессу, дающему зеркальный блеск. Для просушки необходимы: сандарачный лак - 10-15%-ный раствор сандарака в спирте; черчик, приготовляемый из политуры, в которую наливают 30% воды так, чтобы шеллак осел на дно; венская известь - тонкий полировальный порошок ослепительно белого цвета, приготовляемый из доломита. Для тампона берут стираное вафельное полотенце, которое складывают в 8-16 слоев так, чтобы получился сверток размером 10x12 см. При просушке одну сторону свертка используют только один раз. Новую просушку той же или иной поверхности делают другой стороной ткани. Мешочком с известью слегка припудривают поверхность, на тампон снизу наливают немного сандарака (чайную ложку), затем наливают черчик так, чтобы тампон стал слегка влажным, и, наконец, несколько капель масла. После чего тампоном энергично стучат по доске для перемешивания смеси, проверяют ладонью отсутствие твердых частиц и начинают работу. Движения при просушке широкие, размашистые с плавными закруглениями. (Нельзя работать дважды подряд по одному месту). Вначале поверхность станет мутной, но затем после энергичного растирания появится блеск. Когда исчезнут следы ласов, просушку заканчивают, завершая ее протиркой ладонью, намазанной мелом, который снимет все следы масла. Окончательную протирку делают также ладонью, слегка смоченной черчиком, для чего ее натирают тампоном. Морение. Очень хороший эффект дает морение древесины (искусственное утемнение). Поверхность перед морением можно слегка увлажнить губкой. Тампон для морения. Морилку наносят широкими мазками вдоль волокон с помощью широкого матерчатого тампона. Изготовлению тампона следует уделить внимание. Он должен быть не менее б см в диаметре, мягким, но не рыхлым, надежно завязан, чтобы его было достаточно удобно держать рукой за хвост. Такой тампон набивают ватой или, что значительно лучше, шерстью и обертывают новой льняной или хлопчатобумажной тканью. Применять синтетику не рекомендуется. Наносить краску кистью не рекомендуется, так как она быстро отдает краску поверхности, на которой остаются потеки и пятна. Если поверхность была захватана руками, то ее нужно протереть чистым бензином либо ацетоном. При смывании жира водным раствором (сода, аммиак) требуется время на высыхание и промывку от следов химикалиев, которые могут дать неожиданный и нежелательный красящий эффект в соединении с анилиновыми красителями. Глубина тона достигается неоднократным морением. Торцы сильнее впитывают краску, чем пласть, поэтому перед работой торцы можно покрыть клеевой водой. Правда, здесь имеется опасность получить пятнистую поверхность, так как в клее могут быть следы жира, да и глубину самой клеевой пленки трудно получить одинаковой по всей плоскости торца. Морение раствором хромпика. Древесина, имеющая в своем составе дубильные вещества, хорошо морится раствором хромпика, который легко приготовить самому. В бутылку на 1/6 ее высоты насыпают хромпик (двухромовокислый калий) - порошок оранжевого цвета, являющийся сильным окислителем, и заливают горячей водой. Смесь нужно разболтать для лучшего растворения. Хромпиком дуб и красное дерево можно за несколько раз окрасить почти в черный цвет. Как влияет хромпик на окраску других пород древесины, проверяют каждый раз опытным путем. Древесину хвойных пород он не окрашивает. Состав можно хранить в бутылке в темном месте неограниченное время. Составы химических анилиновых красителей хранить в смесях нельзя - они быстро разлагаются. В однородных растворах в темном месте они хранятся хорошо. Химические красители можно приобрести в магазинах химреактивов. Вощение древесины - это процесс нанесения восковых паст. Вощение может быть конечной операцией в том случае, когда изделию необходимо придать матово-глянцевую отделку с обязательным последующим лощением - тщательной протиркой суконкой, морской травой, тонкой стружкой. Пасты для вощения. Для вощения применяют различные пасты, для чего используют пчелиный воск, скипидар, бензин. Например, пчелиный воск - 40 весовых частей, скипидар - 60 весовых частей или пчелиный воск - 40, бензин - 60 весовых частей. Вместо воска можно взять парафин или церезин - 60 весовых частей, бензин - 40 весовых частей. Более крепкая мастика приготовляется из 55 весовых частей парафина, 5 весовых частей канифоли и 40 весовых частей бензина. Мастику приготовляют следующим образом. В металлическую (луженую) или фарфоровую посуду кладут воск, нарезанный тонкой стружкой, ставят эту посуду в другую с кипящей водой и продолжают подогревать до тех пор, пока воск не расплавится. Этот прием плавления материалов называется водяной баней. После плавления воска огонь гасят, вливают в воск скипидар или бензин и все перемешивают до получения однородной массы. Воск для приготовления пасты должен иметь темпе ратуру плавления не ниже 60° С. Приготовлять пасту следует из расчета 60-75 г на 1 м2 поверхности. Когда паста приготовляется с канифолью, то последнюю мелко дробят и плавят на водяной бане. Затем в расплавленную канифоль кладут парафин, после плавления гасят огонь и льют бензин. Нанесение мастики на поверхности производится остывшим составом. От горячей мастики на поверхности древесины появляются пятна, портящие вид изделия. Мастика наносится на обрабатываемую поверхность кистью или тампоном. Непрозрачная отделка древесины. В этом случае на поверхности создается пленка, которая полностью закрывает текстуру древесины. При такой отделке используют нитроцеллюлозные, водоэмульсионные, масляные, алкидные, перхлорвиниловые эмали и краски. Советуем помнить, что при окраске эмалями с большим содержанием пленкообразующих веществ получаются глянцевые покрытия, а если содержание пленкообразующих веществ меньше - полуглянцевые. Если окраска производится только масляными красками, получаются матовые поверхности. Само крашение может быть глубоким или поверхностным. Поверхностное крашение требует пропитки древесины на глубину не более 2 мм, а при глубоком крашении должна пропитаться вся древесина. Для нас более интересно поверхностное крашение, так как оно применяется наиболее широко. И применя-; ются здесь только водорастворимые красители. Ремонт мягкой мебели. Настилка полов. Отделка паркетных полов. Подоконники. Ремонт столярных инструментов. Шлифование. Сверление. Главная Ремонт 0.0006 |