Главная  Выпиливание 

 

Основные пороки и свойства древесины

 

Цвет, блеск, структура поверхности очень важны при художественной обработке древесины.

 

Цвет древесины — основное средство декоративной выразительности, и свойство, по которому одну древесину отличают от другой. Красящие, смолистые, дубильные вещества придают древесине цвет. Опытные резчики определяют цвет древесины на глаз.

 

Причины разного цвета древесины. Одной из причин являются условия роста дерева. Бледно окрашенные породы растут в умеренном климате; ярко окрашенные - в южном и тропическом климате.

 

Древесина даже одной породы имеет различные оттенки в разных климатических условиях. Свет, воздух, условия хранения также оказывают влияние на цвет древесины. Древесина имеет сероватый оттенок, если ее покрыть лаком. Требуемые оттенки древесины можно получить в зависимости от условий хранения. Темно-коричневый или даже черный цвет имеет древесина дуба, долгое время пролежавшая в воде. Заболевание древесины также влияет на цвет и изменяет его до неузнаваемости. Если древесину подвергнуть специальной обработке - окрасить, протравить, пропарить - можно также изменить ее цвет. Блеск древесины - способность отражать световой поток, определяется: плотностью тканей, сердцевинными лучами, типом разреза. Продольный разрез отражает свет, поперечный рассеивает.

 

Степени отражения — глянцевая поверхность отражает падающий на них световой поток. Глянцевые поверхности очень трудно получить. Матовая поверхность — рассеивает световой поток, имеет равномерно расположенные неровности.

 

Обработанная поверхность древесины до покрытия ее лаковой пленкой обладает невыраженным блеском. В зависимости от толщины и качества лаковая пленка обладает широким диапазоном отражающих свойств: от матовых с равномерным шелковистым блеском до глянцевых с зеркальным блеском.

 

Необработанная древесина осины, липы имеет матовую поверхность. Древесина белой акации, дуба, клена имеет выраженные сердцевинные лучи, которые имеют особый блеск. Блеск выражен сильнее, если сердцевинные лучи крупные и расположены близко друг к другу. При разработке композиции художественного изделия учитываются световые переливы. У одних пород переливы проявляются на радиальном разрезе, у других на тангенциальном, у третьих на всех разрезах.

 

Влажность — отношение массы всей влаги в древесине к массе абсолютно сухой древесины:

 

мокрая древесина — влажность свыше 100%, долгое время находившаяся в воде;

 

свежесрубленная — влажность от 50% до 100%;

 

воздушно-сухая — влажность 15-20%, долгое время хранившаяся на воздухе;

 

комнатно-сухая — влажность абсолютно сухая - влажность может увеличиваться или уменьшаться.

 

Причина коробления древесины - неравномерность распределения влажности в толще древесины. При работе лобзиком учитывается тот факт, что более влажный материал пилится легче, но качество страдает. Высокого качества можно достигнуть работая с сухим материалом.

 

Усушка — уменьшение объема древесины при испарении влаги. Неравномерная усушка приводит к короблению и растрескиванию древесины. Эти же явления наблюдаются при разбухании древесины. Готовое изделие предохраняют от влаги, а для художественных работ лобзиком применяют выдержанную и высушенную древесину.

 

Прочность — сопротивление древесины разрушению при механических нагрузках. Прочность древесины зависит от направления волокон. Древесина с продольным расположением волокон стойка на изгиб, менее стойка на скалывание.

 

Правила работ: тонкие и узкие детали изделия, склонные к излому, должны иметь продольное расположение волокон, а детали с опасностью скалывания следует выполнять под некоторым наклоном (углом) к волокнам, чтобы увеличить площадь скалывания.

 

Твердость — сопротивление древесины к проникновению в нее твердых тел. Для работы лобзиком это важное свойство, зависящее от влажности, породы дре-есины, плоскости разреза. Наибольшей твердостью бладают древесные породы с поперечным разрезом, наименьшей - радиальной распиловки.

 

Текстура. Красота текстуры зависит от пороков древесины. Чаще всего пороки расположены в комлевой части древесины, они влияют на текстуру и цвет. Текстурный рисунок орехового дерева карельской березы, груши, березы является самым ценным и зависит от плоскости разреза. Наилучшим является тангенциальный разрез. Благоприятно влияют на текстуру следующие пороки: пятнистость и мраморная гниль, ложное ядро, кривослой, завиток, свилеватость, внутренняя заболонь. Пятнистость выражается в виде пятен и полос на заболоне.

 

Мраморная гниль — ядровая гниль на древесине с грибковыми заболеваниями, слабо влияющая на механические свойства. Проявляется мраморная гниль в виде белых или черных полос с красивым обрамлением. Эти полосы располагаются вдоль здоровых волокон и образуют красивый текстурный рисунок.

 

Ложное ядро — ядро ствола имеет разную окраску, от темно-бурой до фиолетовой.

 

Кривослой — волокна расположены наискось, дают красивую текстуру, но ухудшают прочность.

 

Завиток — годичные слои искривлены и имеют вид перерезанных волокон.

 

Свилеватость — беспорядочное, извилистое расположение волокон в комлевой части ствола, сильнее всего выражена в наплывах. Художественная обработка древесины невозможна без умения отличать породы деревьев.

 

Заготовка материала часто бывает случайной, среди заготовленных дров всегда можно найти полено или чурак с красивой текстурой на разрезе. Текстура комлевых чураков березы не уступает текстуре капов ценных пород. Источником древесины часто бывает фруктовый сад. Древесина фруктовых деревьев красива в любом разрезе, поэтому любители выпиливания не должны обходить такие фруктовые сады, особенно при раскорчевке. Ценным материалом является старая мебель, перекрытия, окна, двери старых сносимых зданий.

Перевод рисунка. Выпиливание лобзиком. Инструменты, приспособления. Материалы, инструменты. Орнамент и его распределение на изделии.

 

Главная  Выпиливание 



0.0051