Главная  Выпиливание 

 

Облицовочные и отделочные работы

 

Облицовывание состоит: из подготовки основы и шпона, декоративного набора шпона, прифуговыва-ния кромок, стяжки листов шпона, наклеивания на основу.

 

Подготовка основы заключается в ее выравнивании. Шпаклюют сколы, вмятины, трещины, высушивают поверхность, шлифуют шкуркой. Поверхность должна быть гладкой и ровной для быстрого приклеивания набора. Шпаклевку проводят подмазкой с клеем, это предохраняет шпон от растрескивания. Подготовка шпона заключается в подборе его по цвету, рисунку. Очень высушенный шпон резать трудно, поэтому перед набором его искусственно увлажняют (для этого каждый лист шпона проглаживают горячим утюгом через влажную льняную ткань). Пока шпон влажный, его обжимают под прессом. Декоративный набор шпона — из кусков шпона составляют наборы. Различают набор: в елочку, конверт, в уголок, в крейцфугу, в круг, в многоугольник. Для елочки и конверта шпон может быть с простым прямолинейным рисунком, для других наборов - с непрямолинейным направлением волокон и разной окраской листа. Резать шпон начинают с наклона древесины ножом, затем нож сжимают в руке и двигают по намеченной линии. Не доходя 4-5 мм до кромки листа, нож наклоняют так, чтобы лезвие накрыло оставшуюся линию и вдавливают в древесину (это делается для предотвращения откалывания шпона). Прифуговывание кромок шпона проводят после разрезания его на листы. Прифуговывание проводят рубанком с двойным ножом, все элементы набора прифуговываются не по одному, а в пачке толщиной 20-25 мм.

 

Стяжка листов шпона по торцам проводится только после устранения даже незначительных зазоров между элементами набора. Стяжка осуществляется клеевой лентой, для избежания сдвигов при стяжке элементы набора прикрепляют к ровному щиту. Затем на каждый шов наклеивают ленту, следы от иголок и кнопок зачищают шкуркой. Наклеивание шпона на основу выполняют двумя способами: запрессовкой и притиранием. Плоские ровные поверхности наклеивают запрессовкой. Для наклейки используют глютиновый клей, ПВА; наносить клей лучше всего кистью с жесткой щетиной, слегка втирая в основу. После обжатия в струбцинах пачку выдерживают сутки, затем разбирают. Клеевую ленту счищают ножом или циклей. Узкие детали наборов наклеивают притиранием. Притиранию не предшествует стяжка элементов. Набор вы-олняют последовательным прикладыванием элементов набора впритык друг к другу. Клей наносят основу, элемент набора увлажняют и наносят на основу, поверхность набора притирают столярным молотком. После наклеивания подрезают кромки набора стамеской или пилой.

 

Циклевание — выравнивание поверхности снятием тонкой стружки, выполняется циклей. Циклевание проводят вдоль волокон, чтобы не допустить волнистости поверхности. Поверхность твердых пород вначале увлажняют мокрой ветошью. Если циклюется поверхность выпиленного орнамента, движения должны быть плавными, чтобы не сколоть циклей верхний слой рубашки. Желательно выдержать угол наклона цикли постоянным от начала до конца циклевания.

 

Шлифование — окончательная зачистка зади-ров, царапин, выполняется шлифовальными шкурками вдоль волокон. Шлифование состоит из 3-х моментов: 1-й момент - среднезернистой шкуркой, 2-й момент - мелкозернистой шкуркой, 3-й момент - шлифуемую поверхность немного увлажняют и зачищают шкуркой мельчайшей зернистости.

 

Дефекты выпиливания: скол на ветви орнамента, выпадение орнамента.

 

Скол на ветви орнамента — распространенный дефект.

 

Устранение:

 

1. Ножом подрезают края скола под небольшим углом.

 

2. Из того же листа фанеры срезают ножом кусочек лицевого слоя, делают клин.

 

3. Клин вставляют на место скола и вдвигают по направлению зауженного места. 4. Многократной подгонкой добиваются полного соответствия, вносят несколько капель клея и окончательно приклеивают.

 

Выпадение ветви выпиленного орнамента — разрушение всех слоев.

 

Устранение:

 

1. На детали с выпавшей ветвью делают два прямолинейных пропила, скосы зачищают надфилем.

 

2. На кусочек такой же фанеры переводят контуры выпавшего орнамента, выпиливают лобзиком, подгоняют.

 

3. Концы детали смазывают клеем и прижимают сверху грузом.

 

Сборка и подгонка деталей после устранения дефектов. Подгоняют детали стамеской, скальпелем, ножом, шкурками. Особенно тщательно равняются промежутки между пазами и шипами. Правильность подгонки контролируют угольником, приставляя его ко всем углам и краям каркаса. Подгонки мест соединения не требуется, если при сборке каркаса наклеиваются декоративные пластины с выпиленным орнаментом, так как они будут прикрыты накладным узором. Если все-таки щели есть, их устраняют шпаклевкой или вставкой клиньев. Когда детали каркаса подогнаны, их пронумеровывают, чтобы не нарушать порядок сборки. После склейки каркаса приступают к наклейке накладных элементов. Накладные элементы шлифуются, а затем наклеиваются на каркас.

 

Прозрачная отделка направлена на сохранение естественных декоративных свойств древесины. Отделка подразделяется на 3 группы: защитная, декоративно-художественная, защитно-декоративная.

 

Защитная отделка — нанесение лакокрасочных изделий для защиты от нежелательного воздействия внешней среды.

 

Декоративно-художественная отделка придает изделию красивый внешний вид.

 

Защитно-декоративная отделка включает: облицовывание строганым шпоном; покрытие изделия лаками. Для тех, кто пока пользуется фанерой из бука и березы (которая не имеет красивого рисунка и цвета), предлагается несколько способов облагораживания фанеры.

 

Крашение — искусственное изменение естественных свойств древесины. Цвет подбирают на пробном кусочке фанеры. Для окрашивания фанеры применяется поверхностное крашение (при глубоком крашении фанера может расслоиться). Краску наносят сначала поперек волокон, потом вдоль, наносят 2-3 слоя красителя. Высушенную фанеру полируют суконкой. Нанесение слоя прозрачного лака. Часть лака впитывается фанерой, часть остается на поверхности. При нанесении второго слоя лак впитываться не будет, так как поверхность загрунтована первым слоем, но поры открыты. На выпиленных изделиях образуются защитные покрытия с помощью лака без грунтовки; если нанести 3-4 слоя лака, то защитное покрытие из лака закроет поры. Грунтование с порозаполнителем сохраняет текстуру и цвет древесины. При отделке шеллачными политурами применяют сухой порошок пемзы. Жидкую грунтовку наносят так же, как и лак. Пороза-полнитель наносят кистью с жесткой щетиной. Сухими порошками заполняют поры в процессе отделки. После подсушивания грунтовки поверхность шлифуют мелкозернистой шкуркой. Воскование выпиленных изделий — материалом является пчелиный воск, из которого готовят мастику. К воску добавляют скипидар или бензин (100 г воска + 400 г скипидара; 1 г воска + 2 г бензина). Прочность восковой пленке придает канифоль (2-3 щепотки). Наносимая мастика должна быть теплой, после подсушивания тщательно растирают суконкой. Заключительный этап воскования - сушка в течение суток (если добавлялся скипидар), не менее 5 часов (если добавлялся бензин). Детали, отделанные воском, не должны подвергаться воздействию влаги.

 

Техника безопасности. Соблюдение техники безопасности является важным моментом при отделке выпиленных изделий. Большинство препаратов являются вредными для здоровья, ядовитыми, поэтому соблюдение техники безопасности при травлении, отбеливании необходимо:

 

помещение должно иметь принудительную вентиляцию;

 

химикаты хранить в закрытой таре с подписями;

 

работать в перчатках, фартуке, респираторе;

 

соблюдать правила противопожарной безопасности.

Перевод рисунка. Выпиливание лобзиком. Инструменты, приспособления. Материалы, инструменты. Орнамент и его распределение на изделии.

 

Главная  Выпиливание 



0.0008