Главная Орнамент
Отделка резных изделий Под отделкой резных изделий понимают обработку поверхности, улучшающую внешний вид изделий и защищающую от воздействия окружающей среды. Отделываемые поверхности покрывают жидкими отделочными материалами, облицовывают Только после отделки поверхности резьбового изделия резчик увидит результаты своего труда. Но отделка поверхности — это не просто придание декоративной выразительности. Виды отделки. Прозрачная, сохраняющая текстуру древесины. Непрозрачная, закрывающая текстуру и цвет древесины. Шлифовка и полировка. Отделка поверхности включает: шлифовку (выравнивание поверхности); полировку (нанесение защитного и декоративного по-крытия). В зависимости от характера изделия шлифовка и полировка выполняются или по всей поверхности резьбы, или вообще не делаются, если нужно сохранить все детали резьбы. В последнем случае речь идет о том , что резьба велась с расчетом на чистовую поделку с применением острых инструментов. Не тре-бует шлифовки и полировки резьба листьев растительного орнамента. Перед покрытием изделия лаком или маслом его поверхность должна быть тщательно проверена и выровнена. В начале отделки применяется драчевый полукруглый напильник, набор надфилей для обработки мелких деталей резьбы. Плоскую поверхность геометрической и контурной резьбы шлифуют с помощью колодки, обернутой мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Резьбу на мягких породах древесины шлифуют мелкой шкуркой. Рельефная резьба шлифуется мелкозернистой шкуркой с учетом направления волокон и рельефа. Пыль из углублений удаляется кисточкой. В углах и изгибах рельефа шкурка употребляется свернутой в трубочку или ребром перегиба. Таким способом удаляются царапины и следы инструмента. Покрытие лаком. После шлифовки и полировки изделие покрывается прозрачным масляным и лаковым защитным слоем. Но использовать масляный лак необходимо с помощью спиртовой политуры, иначе изделие будет иметь вид керамического изделия. Растительное масло или нитролак. Простой и удобный способ защитного покрытия резьбового изделия — применение растительного масла или нитролака. Изделия, покрытые растительным маслом, темнеют и приобретают темно-красный цвет. Взаимодействие растительного масла с деревом происходит за 2-3 дня. После нанесения масла на резное изделие, оно подсушивается 30-40 минут, остаток масла стирают тряпкой. Этот процесс повторяют несколько дней подряд. Время высыхания подсолнечного масла можно ускорить, если добавить в него 20% натуральной олифы. Через 3 недели резное изделие полируется чистой сапожной щеткой. Очень надежно, когда изделие подсохло от первого слоя масла, нанести лак НЦ № 222. Это самый удобный лак для покрытия резных изделий в домашних условиях. Если изделие выполнено из светлых пород дерева, его можно покрыть только лаком НЦ № 222, но сделать это несколько раз, с интервалом 2-3 дня. При аккуратном нанесении нитролака шлифовку шкуркой можно не проводить. Шлифовка нужна только тогда, когда покрытие лаком оказалось неровным, из-за пузырьков газа, выделяющихся в процессе высыхания. Выделение пузырьков газа происходит оттого, что лак разбавляют легколетучими растворителями, например ацетоном. Многослойное покрытие нитролаками со шлифовкой и полировкой делается для ровных и плоских поверхностей в резьбе. На поверхность наносится от 10 до 20 слоев нитролака. Последний слой шлифуется и полируется специальными пастами или мелкой шкуркой и лезвием безопасной бритвы. Последняя операция в отделке резного изделия — протирка поверхности до ее нагревания суконкой. Блеск лака. Блеск лака можно смягчить мелкой полировальной шкуркой с учетом композиции резьбового изделия. Со временем блеск сам по себе успокоится, лак станет как бы незаметен, создается впечатление, что обработана сама поверхность древесины. В рельефной резьбе лак наносится кисточкой, берется так, чтобы с кисточки не капал, чтобы не делать затеки в углублениях. На последние слои гладких поверхностей лак наносится тампоном. Нельзя прикасаться к поверхности, только что покрытой лаком. ЗАПОМНИТЕ: нитролак токсичен и опасен! Даже единичные операции выполнять с ним нужно осторожно, чтобы не вызвать отравления. Поэтому при покрытии резьбового изделия предпочтение в домашних условиях отдают безобидному растительному маслу. При помощи нескольких протирок досуха можно также добиться блестящей поверхности резьбового изделия. Отделка воском. Блеск от воскового покрытия приятный, почти матовый. Изделие покрывают воском при помощи сапожной щетки, в углублениях — кисточкой с восковой пастой (1 часть расплавленного воска + 2 части скипидара). Для усиления прочности защитного слоя в воск добавляют расплавленную канифоль. На второй день после покрытия воском резьбовое изделие полируют щеткой до блеска. Пригодна такая отделка для пористой древесины (дуб). Недостатки отделки воском: резьбовое изделие боится влаги, непрочно; больше налипает пыль. Отделка спиртовым лаком. Преимущество спиртового лака только при отделке музыкальных инструментов. Спиртовой лак сохраняет чистоту звука. Процесс отделки очень сложный, материал — нату ральный меллак — дефицит, да и покрытое им изделие боится влаги, покрывается от времени пятнами. При необходимости резьбовое изделие подкрашивают водорастворимыми красителями. Бронзирование. Иногда резьбу бронзируют. При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным с лаком. Смесь наносят кистью. Другой вид бронзирования — нанесение бронзового сухого порошка на покрытую лаком поверхность. При бронзировании пользуются спиртовыми лаками. Пользоваться синтетическими лаками нельзя, так как бронзовый порошок в них темнеет. Основные приемы выполнения мозаики. Отделка резных изделий. Выполнение геометрического орнамента. Материал. Внешнее оформление дома. Главная Орнамент 0.0006 |