![]() | |
Главная Резьба
Подготовка основы для резьбы и порядок работы Подготовка основы. В качестве основы лучше всего подходят лиственные породы - липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы практически не применяются из-за выраженной текстуры древесины и различной твердости годичных слоев. Обработка основы. Однородную, без пороков заготовку нужно чисто выстрогать и подготовить под резьбу. Если фоном будет служить светлое дерево, дощечку достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на темном фоне, заготовку нужно затонировать.
![]() Рис. 90. Изготовление ручек инструмента по руке Чтобы получить блестящую поверхность, древесину покрывают черным лаком, а когда он высохнет, полируют политурой. Когда используют простые, широко распространенные красители — тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцовокислый калий и прочее, поверхность оставляют матовой, или покрывают светлым лаком и полируют. Закрепление заготовки. Для дальнейшей работы заготовку нужно прочно закрепить в зажимах верстака или с помощью державок. Державки — это строганые дощечки, прибитые к верстаку, они охватывают и прочно удерживают заготовку. Две стадии работы — надрезание и подрезание Надрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание. Подрезание. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делают подрезку уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная деревянная полоска - соломка. Подрезание выполняется той же или несколько более отлогой стамеской: отступают на 1-1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в дерево немного отклоненную от центра стамеску и несколькими движениями срезают соломку. Если радиус скругления невелик, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным углом, тогда как другой уголок должен выходить наружу. Это позволяет даже с небольшим набором стамесок вырезать закругления разных радиусов. Этот прием используется не только в контурной, но и в более сложной - рельефной резьбе. Как отделить соломку. Нужно стремиться к тому, чтобы соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выглядеть чистой, с уверенными контурными очертаниями. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов и все повторяют сначала, глубже входя в дерево. Контурная канавка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно вырезать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески. Завитки. Если в орнаменте много завитков, деталей с небольшими окружностями, лучше их вырезать полукруглой стамеской. Стамеску зажимают в кулаке с небольшим наклоном к центру. Острая кромка ставится в 1-1,5 мм от внутренней линии круга. Лезвие с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение продолжается до тех пор, пока линия не замкнется. Так делается надрезание. Окружности. Если же полукруглых стамесок нет в распоряжении начинающего мастера, окружности вполне можно резать косым ножом. Только надо иметь в виду, что чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30°). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу. Положение резчика при резьбе. Первое время приходится часто поворачивать заготовку, чтобы было удобнее резать. Для этого ее надо вынимать, переставлять и вновь зажимать в державках. Постепенно нужно приучаться к тому, чтобы заготовку во время работы не трогать - резать в любом направле нии без остановки. Вот, кстати, почему, выполняя контурную резьбу, резчик обычно стоит: в этом положении больше свободы движения. В контурной резьбе плавность, непрерывность линии — одно из условий художественного исполнения узора. ![]() ![]() Главная Резьба 0.0008 |