Главная Резьба
Подготовка основы для резьбы и порядок работы Подготовка основы. В качестве основы лучше всего подходят лиственные породы - липа, осина, береза, ольха. Хвойные породы практически не применяются из-за выраженной текстуры древесины и различной твердости годичных слоев. Обработка основы. Однородную, без пороков заготовку нужно чисто выстрогать и подготовить под резьбу. Если фоном будет служить светлое дерево, дощечку достаточно прострогать рубанком. Если же задумана композиция на темном фоне, заготовку нужно затонировать.
Рис. 90. Изготовление ручек инструмента по руке Чтобы получить блестящую поверхность, древесину покрывают черным лаком, а когда он высохнет, полируют политурой. Когда используют простые, широко распространенные красители — тушь, гуашь, темперу, акварель, анилиновые краски, различные морилки и протравы, марганцовокислый калий и прочее, поверхность оставляют матовой, или покрывают светлым лаком и полируют. Закрепление заготовки. Для дальнейшей работы заготовку нужно прочно закрепить в зажимах верстака или с помощью державок. Державки — это строганые дощечки, прибитые к верстаку, они охватывают и прочно удерживают заготовку. Две стадии работы — надрезание и подрезание Надрезание. Нож зажимают в кулаке (лезвием на себя) и с усилием ведут по линиям рисунка. Лезвие по отношению к плоскости дощечки должно стоять не вертикально, а несколько наклонно. Это и есть надрезание. Подрезание. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и также с усилием делают подрезку уже надрезанного контура. В результате из-под ножа выходит трехгранная деревянная полоска - соломка. Подрезание выполняется той же или несколько более отлогой стамеской: отступают на 1-1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в дерево немного отклоненную от центра стамеску и несколькими движениями срезают соломку. Если радиус скругления невелик, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным углом, тогда как другой уголок должен выходить наружу. Это позволяет даже с небольшим набором стамесок вырезать закругления разных радиусов. Этот прием используется не только в контурной, но и в более сложной - рельефной резьбе. Как отделить соломку. Нужно стремиться к тому, чтобы соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выглядеть чистой, с уверенными контурными очертаниями. Если в канавке остаются осколки соломки, лезвие ножа совмещают с плоскостями первоначальных срезов и все повторяют сначала, глубже входя в дерево. Контурная канавка. Вырезая контурную канавку, инструмент ведут двумя руками. Нож зажимают в кулаке, а пальцами другой руки направляют лезвие, поддерживая, помогая движению или, наоборот, сдерживая ход лезвия. В большинстве случаев контурную резьбу можно выполнить одним косым ножом. Им можно вырезать даже окружности любых диаметров, заточив клинок на более острый угол. Однако неплохо все-таки иметь в запасе одну-две остро отточенные полукруглые стамески. Завитки. Если в орнаменте много завитков, деталей с небольшими окружностями, лучше их вырезать полукруглой стамеской. Стамеску зажимают в кулаке с небольшим наклоном к центру. Острая кромка ставится в 1-1,5 мм от внутренней линии круга. Лезвие с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вокруг оси. Движение продолжается до тех пор, пока линия не замкнется. Так делается надрезание. Окружности. Если же полукруглых стамесок нет в распоряжении начинающего мастера, окружности вполне можно резать косым ножом. Только надо иметь в виду, что чем меньше диаметр окружности, тем острее должен быть угол заточки клинка (до 30°). Косым ножом можно резать во всех направлениях: на себя, от себя, наклоняя его вправо, влево, внутрь окружности и наружу. Положение резчика при резьбе. Первое время приходится часто поворачивать заготовку, чтобы было удобнее резать. Для этого ее надо вынимать, переставлять и вновь зажимать в державках. Постепенно нужно приучаться к тому, чтобы заготовку во время работы не трогать - резать в любом направле нии без остановки. Вот, кстати, почему, выполняя контурную резьбу, резчик обычно стоит: в этом положении больше свободы движения. В контурной резьбе плавность, непрерывность линии — одно из условий художественного исполнения узора. Техника геометрической резьбы. Скульптурная резьба. Главная Резьба 0.001 |