Главная  Обработка 

 

Протравы; Рецепты для самостоятельного приготовления красящих составов в домашних условиях

 

Протравы готовят, растворяя 1 кристаллы химических веществ в воде температурой до 70°С. При окрашивании протравами древе лишь после полного высыхания предыдущего слоя. Сушку ведут вдали от батарей и других нагревателей. На изделия не должны попадать прямые солнечные лучи.

 

После высыхания изделие протирают сукном и для закрепления цвета покрывают восковой мастикой или лакируют.

 

Рецепты для самостоятельного приготовления красящих составов в домашних условиях

 

Рецепты для самостоятельного приготовления красящих составов в домашних условиях.

 

Светлую древесину можно окрасить в красно-коричневый цвет отваром из шелухи лука, в желтый - из недоспелых плодов крушины, в коричневый - из коры яблони и оболочек грецкого ореха.

 

Если в каждый из перечисленных отваров добавить квасцы, то тон окраски усилится.

 

Светлую древесину (в основном лиственных пород) окрашивают в черный цвет, применив отвар из коры ольхи или вербы.

 

Строганый шпон из светлой древесины приобретает желтый цвет под воздействием отвара барбарисового корня.

 

Отвар процеживают, добавляют в него 2 % квасцов и снова нагревают до кипения.

 

Остывший отвар готов к применению.

 

Оранжевый цвет получается от отвара из молодых побегов тополя с примесью квасцов:

 

ветки тополя (150 г) кипятят в 1 л воды, в которую добавлены квасцы, в течение 1 часа.

 

Затем отвар несколько раз фильтруют и отстаивают в открытой стеклянной посуде в светлом помещении в течение недели. После этого он приобретает золотисто-желтый цвет.

 

Для создания зеленоватого цвета в отвар молодых побегов тополя с квасцами добавляют отвар дубовой коры. Зеленоватый цвет получится, если мелкий порошок медянки (50-60 г) растворить в уксусе, а раствор прокипятить в течение 10-15 минут (шпон вымачивают в горячем растворе).

 

Для получения черного цвета сок плодов бирючины (волчьих ягод) смешивают с кислотами; для коричневого-с купоросом; голубого - с питьевой содой; алого - с глауберовой солью; зеленого- споташом.

 

В растворе марганцовки (перманганата калия) окраска древесины сначала будет вишневой, а затем коричневой.

 

Желтый цвет шпон из светлой древесины приобретет в растворе хлористого калия (10 г на 1 л воды при 100°С).

 

Серого, голубого и черного цветов достигают, вымачивая строганый шпон в настое дубовых опилок и железного порошка (или опилок).

 

Шпон выдерживают в нем 5 - 6 дней.

 

Иссиня-черный цвет мореного дуба возможен при настаивании дубового шпона в растворе железной стружки в уксусе.

 

Чтобы окрасить дуб под вороново крыло, а другие породы в серый цвет, в стеклянную емкость влейте азотную кислоту или царскую водку (смесь соляной и азотной кислот) в воду в соотношении 1:1. К этому раствору добавьте 1 /6 часть (по массе) железных стружек (опилок). После растворения опилок долейте воды в раствор в соотношении 1:2 и поставьте его на 2 суток в теплое место.

 

Светлую часть (это и будет красящий состав) слейте в стеклянную посуду с притертой пробкой. Древесину зеленого, а также желто-красного цвета получают следующим образом. В древесный уксус всыпают железные опилки. Посуду плотно закрывают притертой пробкой и ставят в теплое место.

 

В смеси с сульфамином такой свежеприготовленный раствор дает древесине зеленую окраску, с уксуснокислым кобальтом - желто-красную.

 

Для создания красителя синего цвета разбавьте азотную кислоту водой и всыпьте туда медные опилки.

 

При нагреве этой смеси до кипения опилки растворяются. Остывший состав разведите водой в соотношении 1:1, получив необходимый краситель. По еле вымачивания в нем древесину следует нейтрализовать раствором питьевой соды.

 

Быстрый способ получения черного тона у древесины - это опустить шпон в раствор уксусной кислоты с добавкой ржавчины. Шпон вымачивать в таком растворе следует в течение суток. Перед высыханием листы шпона нейтрализуют раствором питьевой соды.

 

Красивый коричневый цвет придают древесине пары аммиака. Окрашиваемую деталь помещают в эмалированную или стеклянную посуду, ставят туда открытую баночку с нашатырным спиртом и посуду плотно закрывают. Через несколько часов процесс морения будет закончен.

 

При этом способе окраски детали не коробятся, а ворс не поднимается.

 

Некоторые породы древесины приобретают устойчивую окраску под действием кислот. Для ели и ясеня рекомендуется смесь азотной кислоты и воды, взятых в соотношении 1:1.

 

Опущенный в раствор шпон приобретает красновато-желтый цвет. После высыхания поверхность шпона шлифуют мелкозернистой шкуркой и обрабатывают с помощью конского волоса, морской травы, луба или сухой несмолистой тонкой стружки.

 

Совсем неожиданные оттенки цветовых сочетаний получаются в отваре из размолотых кофейных зерен с добавкой питьевой соды.

 

Перед вымачиванием в таком отваре строганый шпон предварительно протравливают в горячем растворе квасцов. Растения являются источниками многих природных красителей.

 

Для окрашивания в них шпона следует приготовлять красящий раствор сильной концентрации.

 

Чтобы окраска была устойчивой, шпон сначала подвергают травлению в каком-либо солевом растворе. Для этого лучше подходит шпон светлых мягких пород.

 

Если выдержать шпон в растворе квасцов, а затем опустить в настой луковой шелухи, тоон красится в желтовато-красный цвет.

 

Шпон, выдержанный в растворе железного купороса, приобретет оливково-зеленый цвет. Если затем опустить его в настой отвара листьев и плодов березы, то он станет темно-серым с зеленоватым оттенком, а в настой корня ревеня- желто-зеленым.

 

Если шпон протравить сначала в висмутовой соли, а затем выдержать внастое из опилок и коры дикой груши, то он станет приятного коричневого цвета.

 

Кора ясеня придаст шпону после висмутовой соли темно-синюю окраску, а кора ольхи - темно-красную. Шпон, выдержанный в растворе солей олова, а затем в настое листьев и стеблей картофеля, окрасится в лимонно-желтый цвет, а в настое конопляных листьев - в темно-зеленый. Грунтовки. Грунтовочными составами проклеивают древесину для улучшения сцепления частиц древесины и отделочных составов - лаков, политур и т. д.

 

Часто грунтовки являются сами отделочными составами (светлые нитроцеллюлозные лаки, натуральная олифа, шеллачный лак). Грунтовочными составами под масляные и эмалевые покрытия служат клеевые растворы (например, канцелярский клей - жидкое стекло), а также натуральная олифа.

 

Наиболее часто используемую в качестве грунтовки натуральную олифу наносят жесткой кистью - флейцем, втирая ее в поверхность с некоторым усилием и проводя несколько раз кистью по одному и тому же месту. После высыхания первого слоя поверхность слегка зачищают мелкозернистой шкуркой и грунтуют вторично. Через 1 - 2 суток грунт обычно дает заметную для глаз усадку, поэтому поверхность грунтуют и третий раз. После высыхания для снятия излишков грунта проводят шлифование.

 

Грунтовочный состав должен легко наноситься на поверхность древесины, быстро высыхать, хорошо шлифоваться, не растворяться лаками, красками и т. д.

 

Чем жиже грунтовка, тем длительнее процесс грунтования.

 

Шлифование проводят только вдоль волокон древесины.

 

Крупнопористые породы - дуб, ясень, орех -грунтуют таким составом: олифа натуральная -35 частей (по массе); уайт-спирит - 4,4; керосин - 3; 5-процентный водный раствор буры - 5; трепел (наполнитель) - 52,5.

 

Столярные грунтовки наносят под прозрачные покрытия, не вуалирующие текстуру древесины. В состав таких грунтовок наряду с олифой входят: карбамидный клей, пемза, крахмал, наполнители, растворители, а также красители (если это необходимо).

 

В домашних условиях обычно применяют следующие столярные грунтовки: восковые, канифольно-меловые, лаковую мастику, лендрик (10-процентный раствор столярного клея) и др.

 

Восковую грунтовку приготовляют из воска и растворителя (лучше скипидара живичного высшего сорта), взятых в соотношении 1:2 или 1,5:2 (по массе). На водяной бане сначала плавят воск и к нему добавляют скипидар. Наносят грунтовку кистью в холодном состоянии.

 

Для канифольно-меловой грунтовки понадобятся: канифоль, мел и чистый бензин, взятые в соотношении 15:30:55 (по массе). Сначала в бензине растворяют канифоль, потом всыпают мел. На поверхность состав наносят кистью, затем сильно втирают шерстяным тампоном.

 

Порозаполнители существенно сокращают расход лаков и политур при отделке, улучшают адгезию лака с древесиной.

 

Самые распространенные порозаполнители - пемзовая пудра, тальк, трепел и т. д. В зависимости от цвета реставрируемого участка (особенно при ремонте облицовочного слоя изделия или мозаичных наборов в маркетри) они могут быть бесцветными или подкрашенными различными сухими красителями.

 

Вот один из рецептов порозаполнителя, % (по массе): лак ПФ-283 - 6; уайт-спирит - 8; гипс -86. Смешав лак с уайт-спиритом, добавляют к нему гипс, предварительно просеянный через капроновый чулок. Пастообразную смесь втирают в поры дерева тампоном или жесткой кистью. Излишки удаляют сухой тканью. Время сушки такой пасты - 2 суток.

 

От олифы поверхность изделия приобретает желтоватый оттенок, поэтому при реставрации маркетри, покрытых нитролаками, ее не применяют.

 

Грунтуют такие поверхности прозрачными нитролаками НЦ-218, НЦ-222 и другими лаками. При реставрации поверхностей, покрытых ранее шеллачной политурой, в качестве грунтовки используют саму политуру.

 

Для заделки сучков, трещин, расколов, щелей на стыках соединений необходимы шпатлевки и замазки.

 

Связующим веществом для шпатлевок служат клеи (столярный, казеиновый), лаки, олифа натуральная. Шпатлевки применяют при непрозрачной отделке, а также при заделке дефектов основы перед облицовыванием. Замазки представляют собой густые пасты, используемые в реставрационных работах преимущественно при прозрачной отделке.

 

Шпатлевочный состав Карандаш приготовляют так. К 0,5 л воды добавляют 200 г шеллака и нагревают смесь до кипячения. Когда шеллак расплавится, в сосуд засыпают при интенсивном размешивании 4 г литопонных белил, которые осветлят шеллак.

 

Остывшую смесь вынимают из воды и скатывают в виде карандашей. При заполнении трещин, углублений карандаши расплавляют паяльником. Можно карандаш и раздробить, а затем смешать с нитроцеллюлозным лаком.

 

Предметы мебели из дуба, ясеня и некоторых других крупнопористых пород отделывают восковой мастикой, которую готовят обычно из пчелиного воска высшего качества, смешивая его со скипидаром в соотношении 1:2 или 1:3 (по массе).

 

Воск расплавляют в скипидаре на водяной бане. Для того чтобы покрытие было тверже и имело больший блеск, в состав добавляют немного канифоли или стеарина.

 

Остывший состав с помощью короткой щетинной кисти втирают в поры и делают выдержку в течение нескольких часов, оставив предмет в теплом месте, что необходимо для лучшего проникновения воска в поры древесины. Затем поверхность полируют куском сукна. Поверхность после полировки должна быть сухой.

 

Если в состав мастики входит скипидар, то изделие сушат около суток, если же вместо скипидара применялся бензин, то 3 ч.

Кровельные материалы. Лесо- и пиломатериалы. Кровля из мягких материалов. Обработка древесины инструментом. Остекление переплетов. Паркетные доски. Пиление.

 

Главная  Обработка 



0.0016