Главная  Термины [Д] 

 

Дорожные работы

 

Дефект — каждое отд. несоответствие строит, конструкции, инж. оборудования или их элементов и деталей требованиям, установл. нормативно-технич. документацией. Термин Д. применяется при контроле качества строит, продукции на стадии ее изготовления, монтажа, а также при ремонте строит, конструкций и систем инж. оборудования зданий (напр., при составлении ведомостей дефектов и при контроле качества отремонтиров. зданий).

 

Если рассматриваемая единица строит, продукции имеетД., то это означает, что по меньшей мере один из показателей ее качества или параметров вышел за пределы допускаемых нормативно-технич. документацией отклонений или не выполняется одно из требований этой документации. Различают Д. конструктивные (несоответствие продукции требованиям строит, норм и правил или технич. заданию), допущенные при проектировании, и произво дственные (несоответствиепродукции требованиям проекта, нормативно-технич. документации на изготовление, монтаж или поставку продукции на строит, площадку). Примерами могут служить: отсутствие гидроизоляции фундаментов из-за неполноценных инженерно-геологич. изысканий участков строительства; заниженная в проекте по сравнению с требованиями норм толщина защитного слоя бетона до рабочей арматуры железобетонных конструкций, эксплуатируемых в агрессивных средах (конструктивные дефекты); сколы ребер железобетонных изделий, превышающие предельные значения; недопустимо высокое содержание органич. летучих соединений в линолеуме; непровары стыков соединений закладных деталей строит, конструкций (производств, дефекты) и т.д.

 

По степени контролепригодности Д. разделяются на явные, т.е. те, для выявления к-рых в нормативной документации предусмотрены соответствующие правила, методы и средства контроля, и скрытые, для к-рых эти необходимые условия не предусмотрены. В строительстве мн. явные Д. выявляются при внеш. осмотре (визуально) . Нормативной документацией предусмотрена проверка отсутствия определ. Д. инструментами (нивелирование разности отметок поверхностей строит, конструкций и т.п.), приборами (радио-метрич. контроль сплошности сварных соединений и т.п.) или, в исключит, случаях, путем разборки (вскрытия) контролируемой или ремонтируемой конструкции или инж. оборудования. Такие Д. также относятся к категории явных несмотря на невозможность их визуального обнаружения.

 

Скрытые Д., как правило, выявляются в процессе эксплуатации зданий или при дополнит, (ранее не предусмотр.) проверках строит, продукции в связи с обнаружением др. явных Д. Операц. контроль качества изготовления строит, конструкций и технологич. процессов снижает относит, число скрытых Д. в готовой строит, продукции.

 

По степени влияния каждого рассматриваемого Д. на безопасность и возможность использования строит, продукции по назначению с учетом ее устройства, показателей качества, режимов и условий эксплуатации выделяют Д. критич., значит, и малозначит. Малозначительны е Д. не оказывают существ, влияния на использование строит, продукции по ее назначению и на ее долговечность, а значительные Д. влияют существенно. Критические Д. делают практически невозможным использование строит, продукции по назначению или исключают ее использование в соответствии с требованиями безопасности.

 

Возможные конкретные Д. строит, продукции относят к критич., значит, и малозначит, с целью выбора методов и средств контроля, которые должны включаться в нормативную документацию на изготовление изделий, СМР, ремонт и эксплуатацию зданий.

 

По степени ремонтопригодности строит, продукции каждый рассматриваемый Д. может быть отнесен к исправимым, устранение к-рых технически возможно и экономически целесообразно и, к неисправимым, устранение к-рых по этим признакам невозможно или нецелесообразно. Исправимость и неисправимость Д. определяются применительно к конкретным условиям, а также к отд. этапам технологич. процесса строительства и ремонта.

 

Верхняя часть земляного полотна (рабочий слой) располагается от низа дорожной одежды на 2/3 глубины промерзания, но не менее 1,5 м от поверхности покрытия проезжей части.

 

Слои дорожной одежды:

 

Дорожные работы — комплекс строит, работ, включающий устройство земляного полотна и дорожной одежды, развязок в разных уровнях, тротуаров и площадей, подземных тоннелей и наземных эстакад, искусств, сооружений и до-рожно-эксплуатац. построек. В более узком аспекте дорожные работы офаничиваются строительством самой автомобильной дороги, т.е. возведением земляного полотна и дорожной одежды.

 

основание — часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на располож. ниже дополнит, слои или грунт земляного полотна. Дополнит, слои основания, располож. между основанием и верхом рабочего слоя земляного полотна, обеспечивают морозоустойчивость и дренирование дорожной одежды и верхней части земляного полотна.

 

Основание насыпи — массив фунта в условиях естеств. залегания располагается ниже насыпного слоя, а при низких насыпях — и ниже фаницы рабочего слоя. Основание выемки — массив фунта ниже фаницы рабочего слоя.

 

К усовершенствованным капитальным относятся цементно-бетонные, асфальтобетонные, брусчатые; к усовершенствов. облегченным — все типы дорожных покрытий из минер, материалов с обработкой их битумом или эмульсией методами поверхностного розлива, пропитки, смешивания на дороге или в стационарных смесителях. К покрытиям переходного типа относятся щебеночные, фавийные и мостовые из камня неправильной формы (булыжные). По мере роста интенсивности движения их используют в качестве основания при строительстве покрытия усовершенств. типа. На дорогах с малой интенсивностью движения устраивают покрытия низших типов из фунта, укрепл. добавками щебня, фавия, ракушечника, шлака, песка и др. материалов. К переходному типу относят дорожные одежды с покрытиями фавийными, щебеночными, булыжными.

 

покрытие — верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилия от колес автотранспортных средств и подвергающаяся непосредств. атм. воздействиям. Покрытие должно обеспечивать необходимые эксплуатац. качества проезжей части; в покрытие входят также слой износа и слой с шероховатой поверхностью;

 

Наиболее прогрессивный метод до-рожно-строит. работ — поточный, при к-ром все работы на отд. участках ведутся специализиров. подразделениями, движущимися вдоль дороги одно за др. в определ. технологич. последовательности. Кол-во последоват. участков (т.н. захваток) и необходимых дорожных машин зависит от характера основания и типа покрытия. Напр., технологич. процесс при устройстве асфальтобетонного покрытия может включать возведение нижнего слоя основания из песка, верхнего слоя из щебня, обработ. цементом, двух слоев из битумоминер. смесей и покрытия из асфальтобетона. Для разл. дорожных одежд технологич. процесс изменяется, но осн. операции (транспортирование материалов, укладка, разравнивание, уплотнение) остаются.

 

Покрытия автомобильных дорог подразделяются на: усовершенствованные (капитальные и облегченные), переходные и низшие.

 

На строительстве насыпей высотой до 1 м осн. дорожными машинами являются автофейдеры или бульдозеры, перемещающие и разравнивающие фунт, и катки, уплотняющие земляное полотно. На строительстве насыпей высотой 2 м и более осн. машины — скреперы, автофейдеры и катки.

 



Дифференциация строительных процессов. Добавки для бетона комплексные. Доход трудовой. Документация разрешительная. Долговременные потоки. Дозиметрический контроль. Дробилка.

 

Главная  Термины [Д] 



0.0014