Главная  Термины [З] 

 

Железобетон предварительно напряженный

 

Железнодорожный транспорт в строительстве — транспорт, широко используемый на з-дах строит, материалов и стройиндустрии, на строительстве пром. предприятий. Как правило, грузы поступают на строит, площадки в вагонах. При наличии устойчивых грузопотоков между складами з-дов строит, материалов и стройиндустрии или строит, объектами и сырьевыми базами (карьерами песка, гравия, леспромхозами и др.) перевозка грузов может быть организована поез-дами-"вертушками", сформиров. из арен-дов. или собств. вагонов строит, организации.

 

Обслуживание строит, организации или предприятия по изготовлению конструкций материалов, изделий осуществляется в соответствии с договором, определяющим взаимоотношение строителей или з-дов — изготовителей с головной орг-цией или транспортным цехом пром. предприятия —заказчика.

 

Ж.п.н. применяют для снижения расхода стали путем эффективного использования арматуры повыш. и высокой прочности, увеличения сопротивления сечений элементов конструкций образованию трещин, обеспечения раскрытия трещин в заданных пределах, повышения жесткости и уменьшения деформаций конструкций, повышения выносливости конструкций, подвергаемых воздействию многократного нагружения, и снижения их массы за счет применения бетонов высокой прочности.

 

Практич. применение Ж.п.н. получил в конце 20-х — начале 30-х гг. текущего столетия. В 1929 была опубликована работа Э.Фрейсине (Франция), к-рый применил арматуру повыш. прочности с увеличением ее натяжения и исследовал проявление усадки и ползучести бетона на предварительно напряж. ж.бет. В нашей стране результаты первых исследований в этой обл., провед. в Закавказском ин-те сооружений проф. В.В.Михайловым, были опубликованы в 1933, что положило начало систематич. исследованиям Ж.п.н.

 

Железобетон предварительно напряженный — разновидность железобетона, в к-ром предварительно в процессе изготовления или возведения искусственно создаются напряже-ния сжатия в бетоне всего сечения конструкции или ее части при растяжении всей или части арматуры.

 

Одной из особенностей Ж.п.н. является изменение во времени напряж. состояния бетона и арматуры. В процессе изготовления и эксплуатации конструкций за счет усадки, ползучести бетона и ряда др. факторов происходят потери части напряжений сжатия в бетоне. Поэтому предварит, напряжение арматуры должно быть достаточно высоким, чтобы перекрыть эти потери, но величина натяжения арматуры, реализуемая при изготовлении П.н.ж., не должна превосходить значений нормативных сопротивлений арматуры.

 

Развитию Ж.п.н. и достижению им соврем, уровня предшествовал комплекс многолетних исследоват. и опытных работ, проводившихся в ряде стран мира. В 1886 П.Джексон (США) получил патент на конструкцию сводчатых ж.-бет. перекрытий, при изготовлении к-рых арматурные стержни натягивались на опалубку до укладки бет. смеси и отпускались после приобретения бетоном требуемой прочности. В 1888 В.Деринг (Германия) предложил способ натяжения арматуры плит до приложения нагрузки. Эти и последующие предложения в начале XX в. не нашли применения, т.к. небольшая величина натяжения арматуры не позволяла выявить положит, влияние предварит, напряжения.

 

Сортамент напрягаемой арматуры для Ж.п.н. отличается широким диапазоном расчетных сопротивлений — от 450 МПа (сталь класса АШв) до 1250 МПа (проволока класса В-И) и соответственно значений предварит, напряжений, к-рые могут быть переданы арматурным стержням и элементам.

 

Работы по развитию П.н.ж., по выработке основ его проектирования и практич. освоения пром. произ-ва были развернуты в Германии, СССР и Франции незадолго до 2-й мировой войны. В начале 1950-х гг. в нашей стране и США началось изготовление и применение сборных крупноразмерных предварительно напряж. балочных и плитных конструкций. В наст, время объемы и номенклатура предварительно напряж. конструкций, а также области их применения получили широкое развитие в мировой практике.

 

Натяжение осуществляют в основном гидродомкратами или с помощью электронагрева арматуры. Перспективен механи-зиров. способ — электротермомеханич. непрерывное натяжение арматуры на поворотных столах и намоточными машинами. Находят применение также ж.-бет. конструкции самонапряж. и предсамо-напряж. (см. Железобетон самонапряженный, Железобетон предсамонапряженный).

 

Предварительно напряж. конструкции, как и обычные ж.-бет., могут быть сборными, сборно-монолитными или монолитными. Для изготовления сборных предварительно напряж. конструкций применяют тяжелые, мелкозернистые и легкие бетоны классов не ниже В15—В30 в зависимости от вида и класса напрягаемой арматуры, ее диаметра и наличия анкеров (при высокопрочной гладкой проволоке). Эффективно использование высокопрочных бетонов, что позволяет снизить массу конструкций за счет уменьшения объема бетона, а при равных размерах сечений дополнительно сократить расход стали. В сборно-монолитных конструкциях из бетона высокой прочности выполняют лишь армирующие элементы (в виде предварительно напряж. брусков, балок, плит и т.п.), а монолитный бетон принимают меньшей прочности. В монолитных предварительно напряж. конструкциях обычно принимают бетон классов В15— ВЗО.

 

Ж.п.н. в нашей стране получил наибольшее распространение в произ-ве массовых изделий заводского изготовления для жилых, обществ., пром. зданий и инж. сооружений, как правило, в виде типовых решений. На предварительно напряж. конструкции приходится 20—25% общего объема сборного ж.бет. При этом осн. объем составляют плоскостные и стержневые конструкции, в т.ч. плиты и панели покрытий и перекрытий (многопустотные, сплошные, ребристые длиной 6—12 м, а также на пролет 18м), ригели, стропильные и подстропильные балки, фермы пролетом 24 м, сваи, дорожные плиты, опоры ЛЭП, шпалы, напорные трубы, силосы, резервуары и т.п.

 

Различают предварительно напряж. конструкции с натяжением арматуры на упоры стенда, формы, поддона, матрицы и т.п. до бетонирования с передачей усилия на бетон конструкций после достижения им необходимой прочности и конструкции или сооружения, в к-рых натяжение арматуры производят с упором непосредственно на затвердевший бетон. При этом натягиваемую арматуру располагают в каналах, пронизывающих конструкцию, или во внешн. пазах; для обеспечения сцепления арматуры с бетоном в каналы нагнетают цементный р-р или антикорроз. покрытие (для конструкций, работающих без сцепления с бетоном).

 

В произ-ве сборного Ж.п.н. развитыми странами мира (Западная Европа, США, Канада, Япония) осн. объем составляют ребристые (тавровые) плиты на пролет 12—24 м, многопустотные плиты, конструкции инж. сооружений. Значительно шире применяют монолитные Ж.п.н. в обычных зданиях и сооруженьях, а также в спец. сооружениях с высокой эксплуа-тац. ответственностью. Напр., в высотных зданиях с монолитным каркасом и ядром жесткости, пространств, покрытиях, большепролетных мостах, протяженных транспортных тоннелях, морских нефтедобывающих платформах и т.п. Для их предварит, напряжения чаще используют пучковую или канатную арматуру без сцепления с бетоном. Примером эффективного применения Ж.п.н. может служить административно-обществ. здание "Большая Арка" (Париж) высотой более 100 м.

 

Предварительно напряж. конструкции могут быть одно-, двух- и трехосно-напряженными. Наибольшее распространение получили одноосно-напряженные, применяемые в элементах, работающих на осевое растяжение, изгибаемых балочных и плитных конструкциях. В этом случае предварит, напряжению подвергают только продольную арматуру. Двухосное напряжение используют в конструкциях, изгибаемых в двух направлениях: плитах, опертых по контуру, стенках резервуаров и силосов, напорных трубах, а также в конструкциях, воспринимающих большие поперечные силы: подкрановых балках, пролетных строениях мостов и т.п. В этом случае осуществляют предварит, напряжение продольной и поперечной арматуры или напрягаемую продольную арматуру размещают по кривой или ломаной линии. Реже применяют трехосное напряжение, напр., при возведении высотных сооружений, корпусов атомных реакторов, станин прессов и прокатных станов.

 

Монолитные предварительно напряж. конструкции применяют в огранич. объеме преимущественно в спец. сооружениях гидротехнич. стр-ва (плотины, шлюзы) , сооружениях АЭС, машиностроении (станины прессов, прокатные станы) и др. Они нашли использование в таких выдающихся сооружениях, как телевиз. башня в Останкино (Москва), статуя Матери Родины (Волгоград).

 



Завод металлических конструкций. Жаростойкость. Железобетон жаростойкий. Жизненный цикл. Зола-унос. Золошлаковые смеси. Замедлители.

 

Главная  Термины [З] 



0.0063