Главная  Термины [У] 

 

Управление инвестиционным проектом

 

Управление государственное — элемент, функция соц. систем, обеспечивающая сохранение их определ. структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. У.г. воздействует на общество с целью его упорядочения, сохранения качеств, специфики, совершенствования и развития, вытекающее из его системной природы, обществ, характера труда, необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности.

 

Труд, материальное и духовное проз-во, распределение и потребление невозможны без определ. организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в коллективе, осуществляемых с помощью У.г. Управлению с необходимостью подвержены и соц. поведение людей, и соц. отношения в целом. Каждое общество всегда предъявляет опред. требования к человеку, соц. коллективам.

 

В обществе сложились два типа механизма управления — стихийный и соз-нат. При стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является усредненным результатом столкновения и перекрещивания разл., нередко противоречащих друг другу сил, массы случайных единичных актов; его воздействие автоматично по своей природе и не требует вмешательства людей.

 

Границы У .г., его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в обществе экономич. отношений, характера соц.-политич. строя.

 

У.г. должно проводиться на научной основе, а это значит — познавать обществ, закономерности и на этой основе направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его развитие; своевременно вскрывать противоречия обществ, развития и разрешать их, преодолевать препятствия на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, ее способность преодолевать или нейтрализовать внутр. и внешн. негативные воздействия; проводить реалистич. политику, основ, на строгом учете объективных возможностей, соотношения соц. сил.

 

Т.о., научное У.г. обществом есть систематически осуществляемое, сознательное, целенаправл. воздействие людей на обществ, систему в целом или на ее звенья (сферы обществ, жизни, отрасли экономики и т.п.) на основе познания и использования объективных закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптим. функционирования и развития общества (гос-ва) и достижения поставл. целей. Научное У.г. предполагает активный процесс познания обществ, закономерностей, тенденций развития и разработки соответствующей программы деятельности. По мере развития общества объем и глубина использования объективных закономерностей возрастают, а объем и значение стихийных регуляторов сокращаются.

 

Осн.принципами У.г. являются: системность, комплексность, требующая тесной увязки решения экономия., соц.-политич. и др. проблем; единство хоз. и политич. руководства; демократич. централизм — сочетание планового цент-рализов. начала с широкой демократией; принципы научности, объективности и конкурентности, требующие учета объективных закономерностей и их специфич. проявления в конкретных историч. условиях; принцип осн. звена, отыскания из множества задач осн. задачи, решение к-рой позволяет решить весь комплекс вопросов управления; территориально-отраслевой принцип, согласно к-рому необходимо сочетать административно-территор. подход с отраслевым и др.

 

В соврем, условиях требуется уточнение вопросов о субъекте управления обществом с рыночной экономикой как системы гос. и негос. организаций и учреждений; осн. требования к работе аппарата управления: компетентность (знание дела) , деловитость (умение вести дело), сочетание научных и адмииистрат. сторон, системность, организованность и др.; пути подготовки и совершенствования кадров управления.

 

У.г. предполагает осуществление ряда последоват. операций: подготовку и принятие решений (директивных планов, законов, правил и т.д.), орг-цию выполнения решений и контроль за их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематич. обмена информацией между компонентами обществ, системы, а также данной системы с окружающей ее средой. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленч. решения.

 

В результате У.г. появляется возможность обеспечить гармоничное развитие всех сфер обществ, жизни, решать в единстве и взаимосвязи экономич., соц.-политич. и др. проблемы, всесторонне учитывать последствия глубоких научно-технич. и экономич. преобразований, сочетать экономич. рост с решением широких соц. задач — повышением благосостояния трудящихся, дальнейшим подъемом культуры.

 

В обществе с развитой рыночной экономикой значительно возросли возможности У.г. в связи с резким повышением уровня знаний и профессией, подготовки руководящих кадров и специалистов и широким применением АСУ.

 

Объектом управления при У .и.п. по определению является инвестиц. проект, т.е. комплекс разработок, производств., др. мероприятий, осуществляемых в течение длит, периода времени многими исполнителями разнообразной специализации, действия к-рых требуют интеграции и координации в направлении эффективного достижения конечного результата с учетом целей инвесторов (общие цели) и заинтересованности отд.исполнителей (локальные цели). В результате реализации инвестиц. проекта создаются новые комплексы производств, и непроизводств, назначения, осуществляется коренное переустройство действующих производств.

 

Наиболее универсальным является сам процесс разработки и реализации проекта, охватывающий период полного инвестиц. цикла и все его стадии (этапы), которые по своему составу и взаимосвязи между собой идентичны для инвестиц. проектов, различных по материально-ве-ществ. воплощению результатов. Это позволяет при организации У.и.п. использовать типовую модель объекта управления, отражающую весь процесс организации получения конечного результата во времени. В сочетании с деревом целей и функцион. схемой, системно отражающей содержат, характер результата проекта, типовая модель процесса реализации проекта, привязанная к конкретным условиям, составляют модельное описание объекта управления, необходимое для принятия перво-нач. решений по программно-целевому У.и.п. Типовая модель процесса реализации инвестиц. проекта включает в себя 14 укрупн. стадий инвестиц. цикла: разработка и принятие общих стратегия, решений, относящихся к целям инвестиций, содержанию конечных результатов, размерам инвестиций, их эффективности, продолжительности и срокам инвестиц. цикла; проведение комплекса НИОКР; разработка ТЭП; разработка рабочей документации; разработка именикового оборудования; конструкторская и технология, подготовка строит, производства; подготовка строительства; изготовление и поставка именикового оборудования; комплектование строительства серийно изготовляемыми оборудованием, материалами, изделиями с пром. предприятий; 1 изготовление строит, конструкций на базах стройиндустрии и их поставка; 1 производство СМР, кроме работ по монтажу технология, оборудования; 1 производство работ по монтажу технология, оборудования; 1 производство пусконала-дочных работ; 1 освоение проектных параметров.

 

Управление инвестиционным проектом — заранее организуемый процесс управления, на-правл. на достижение существ, одноразового материально-веществ. результата, отражающего конкретные цели реальных инвестиций, осуществляемых гос-вом, фирмой (пред-тием), акционерным обществом, др. видами инвесторов.

 

На основе моделей объекта У.и.п. решаются задачи управления, относящиеся к функции "планирование", состоящей в выработке целей и путей их достижения. Центр, задаяей планирования является оптимизация графика процесса реализации инвестиц. проекта по времени с установлением оптим. сроков выполнения стадий, этапов и всего процесса в целом. На основе моделей и использования разл. современных, в т.я. эвристических, методов определяется оптим. совмещение стадий и этапов во времени, что позволит максимально сократить сроки с учетом необходимых ограничений.

 

Ввиду одноразового характера результата каждого инвестиц. проекта все они резко отличаются друг от друга по ма-териально-веществ.воплощению, что отражается в содержании научно-технич. решений. Более общий характер носят цели инвестиций: чисто экономич. (получение максимума прибыли от реализации продукции при фиксиров. размере инвестиций, повышение уровня рентабельности и т.д.); ориентиров, на максимизацию полезности (максимизация потребит, свойств выпускаемой продукции, охрана окружающей среды, улучшение соц. инфраструктуры и т.д.); сочетание перечисленных двух видов целей. Спец. группу составляют проекты, ориентир, на создание производств, мощностей как материальной основы решения общегос. задач. Для таких проектов максимизация прибыли или повышение рентабельности отд. производства не является гл. целью, а в ряде случаев даже предполагается создание временно убыточного производства (создание магистр, транспортных коммуникаций, разведка и освоение новых месторождений, развитие базовых отраслей и т.д.).

 

Важнейшими задачами при выполнении функций "организация" в процессе У.и.п. являются постоянные координация и интегрирование действий участников процесса путем организации управляющих воздействий, направл. на ликвидацию возникающих сбоев с необходимой корректировкой траекторий достижения промежуточных результатов (регулирование) , внесением изменений в проектные решения (а при необходимости — в договорные документы), уточнением договорных цен и т.д. Успешное решение этих задач требует организации автономной системы информац. обеспечения У.и.п., основ, на использовании соврем. ЭВМ (преимущественно персон.) и оперативных средств связи. Автономность данной системы состоит в том, что ее разработка и эксплуатация осуществляются применительно к конкретному проекту (что должно быть учтено при определении объема инвестиций). Информац. система является открытой, т.е. допускает внесение изменений в базы данных и программное обеспечение. При этом требуется тщат. разработка организац. обеспечения информац. системы как подсистемы операт. слежения (учета) и контроля с четким распределением операций и процедур между подразделениями и отд. исполнителями в системе управления, с обоснованием детальных маршрутов прохождения информации на основе прямых и обратных связей.

 

Все указ. стадии разбиваются на внутр. этапы (ключевые элементы), сроки начала и окончания к-рых позволяют установить взаимосвязи работ как внутри стадии, так и между стадиями, что создает предпосылку для принятия важнейшего для У.и.п. решения о возможности совмещения стадий во времени. Для утоянения и конкретизации такого решения требуется развитие рассмотр. модели при привязке ее к конкретному проекту, состоящее в дифференциации стадий и этапов в пространстве, т.е. в разрезе отд. объектов (здания, сооружения, технолог, комплексы) или их элементов там, где такая дифференциация имеет смысл. Все элементы модели при привязке полуяают временные параметры ( начало и окончание — при использовании принципа построения линейного графика, или ранние и поздние начала и окончания работ — при использовании методов сетевого моделирования).

 

При проектно-матричной организации управления, обеспечивающей большую надежность реализации цели инвестиций, но требующей значит, организац. перестройки, сотрудники разл. функцион. отделов поступают в полное распоряжение руководителя проекта до срока полного завершения проекта.

 

Важными задачами, находящимися на стыке функций "планирование" и "организация", являются своеврем. разработка и выдача заданий исполнителям (с оформлением договорных или иных документов) с последующей приемкой законченных работ. Наиболее сложно решаются эти задачи применительно к НИОКР и проектным работам, в связи с необходимостью удостовериться, что исполнителем осуществлялся поиск и найден наилучший вариант решения. В настоящее время указанный поиск может быть эффективно осуществлен лишь с помощью системного анализа и его разновидности — функционально-стоимостного анализа. Однако, практич. ценность данных методов состоит в их использовании в процессе поиска решения, а не при оценке уже принятого решения. В целях повышения потребит. стоимости (максимизации полезности) результатов НИОКР и проектных работ использование исполнителем методов системного (функционально-стоимостного) анализа должно быть предусмотрено в заданиях на разработку, проверяться при приемке и учитываться при установлении договорных цен.

 

Если объем инвестиций велик, инвестиц. проект является сложным (в особенности, когда инвестором является гос-во или неск. фирм), реализация проекта, в основном, осуществляется привлеченными исполнителями, работающими по контрактам. В этих случаях наиболее эффективным направлением является создание на правах юридич. лица самостоят, структуры (компании, товарищества), которая по подрядному договору с инвестором принимает на себя обязательства по выполнению всех работ инвестиц. цикла, включая организационное сопровождение НИОКР, со сдачей комплекса "под ключ". Инвестор передает в распоряжение такой компании финансовые средства в объеме, предусмотренном для достижения результата проекта, наделяет ее необходимыми полномочиями. Компания свободно распоряжается выделенными средствами, самостоятельно подбирает исполнителей и осуществляет все функции У.и.п. Инвестор осуществляет разработку стратегич. решений, которые являются основой для самостоят, деятельности компании по управлению процессом реализации инвестиц. проекта.

 

Опыт У.и.п. показывает, что программно-целевое управление процессом реализации инвестиц. проекта может быть успешным только при разработке и реализации проекта организации У.и.п. применительно к конкретному проекту. Предметом проектирования являются организац. структуры У.и.п. с учетом принятом принятой технологии управления. Наиболее эффективным направлением является создание для каждого проекта собств. организац. структуры управления — "управление проектом" (project iftanagement) во главе со специальным руководителем, несущим полную ответственность перед инвестором за сроки выполнения и качество результата. В случае, если инвестором является пред-тие (фирма), а исполнителями в значит. мере — работники этого предприятия (напр., переход на технологию с необходимой реконструкцией), предпочтение получает матричная орг-ция У.и.п., имеющая две разновидности: проектно-матричная и функционально-матричная.

 

При функционально-матричной организации У.и.п. руководитель проекта непосредственно работает с исполнителями, которые имеют двойное подчинение: руководителю проекта и руководителю функцион. службы. При этом руководители служб отвечают за то, как выполняется работа, а руководитель проекта определяет, что и когда должно быть выполнено, объединяет работу всех членов группы, подчиняя ее общей цели. Функционально-матричная орг-ция У.и.п. требует в меньшей степени организац. перестройки, обеспечивает возможности привлечения большего кол-ва квалифициров. специалистов, однако применительно к конкретной цели проекта эффективность организации управления снижается.

 



Условно-постоянные расходы. Установка для набрызга бетонной смеси. Установка растворосме-сительная. Устройство для термообработки стяжек. Узловой метод строительства. Управление материально-техническими ресурсами. Учет.

 

Главная  Термины [У] 



0.0055