Главная  Термины [У] 

 

Управление материально-техническими ресурсами

 

Управление качеством — совокупность мероприятий и управленч. действий на одном из уровней управления, направл. на обеспечение благоприятных условий для создания продукции с требуемым уровнем качества.

 

Качество — способность предмета удовлетворять потребности в нем, соответствующей его назначению. Качество за-конч. строит, объекта определяется: решениями, принятыми на предпроект-ной стадии (в задании на проектирование и др. документах) и мерой их отражения в проекте; степенью достижения проектных решений на всех стадиях строит, производства (добыча сырья, производство строит, материалов, конструкций, возведение объекта). Качество предмета проявляется как совокупность его свойств, каждое из к-рых удовлетворяет одну из потребностей в предмете. Качество наружной стены дома включает такие свойства, как теплоизолирующая способность, защита от попадания влаги в помещение, надлежащая отделка поверхностей и др. При оценке качества имеют дело с удовлетворением каждым единичным (начальным) свойством требований к нему. Единичные свойства, когда к ним выдвинуты определ. оценочные пок-ли, наз. единичными пок-лями качества (ЕПК).

 

Чтобы управлять качеством, следует пользоваться аппаратом его оценки. Для этого нужно иметь установл. (нормативный) критерий оценки каждого ЕПК продукции. Часть ЕПК может быть измерена количественно в тех или иных ед. измерения (кг, м, град и др.); др. часть такому измерению не поддается (качество покраски, удобство планировки и др.). Для их количеств, выражения следует использовать обусловл. числовую шкалу, набор эталонов или требований, с к-рыми будет производиться сопоставление. При оценке качества предмета каждый ЕПК оценивается альтернативно: удовлетворяет требованиям или нет. Отступление значений ЕПК от установл. требований является дефектом. Для оценки предъявл. к приемке объема продукции (партии заводских изделий, вида работ, части здания или всего здания в целом) следует зафиксировать отклонения от требований по каждому ЕПК и отнести кол-во отклонений к ед. измерения продукции, т.е. получить частоту появления дефектов. Для оценки качества принимаемой продукции по совокупности всех ЕПК следует привести установл. частоты к сопоставимому виду путем учета значимости каждого ЕПК в формировании качества продукции. Привед. частоты могут быть просуммированны. Привести к сопоставимому виду можно, напр., сравнением получ. частот с нек-рой расчетной частотой, при к-рой продукция должна быть признана браком и подлежит замене или переделке. Эти пред. частоты будут больше для наименее значимых ЕПК и меньше для более значимых. В качестве примера можно привести одно из предложений, где ЕПК по значимости разбиваются на 4 группы со след. пред. частотами: 1 -я группа — малозначимые дефекты, пред. частота Ф-0.25; 2-я — значимые дефекты, ф-0.10; 3-я — крупные, Ф-10"2; 4-я — като-страфич., Ф-10"

 

В приведенном примере, если продукция не имеет отклонений от требований, И— 1; если же отклонения велики, И может быть близок к нулю или меньше его. В этих случаях вся предъявленная к сдаче продукция должна быть признана браком. Малые значения Я6 для дефектов 3-й и особенно 4-й групп указывают на их большую значимость, напр., при оценке по предложеной шкале наличие одного дефекта 4-й группы приведет (независимо от значений ост. ЕПК) к оценке продукции как браков. Привед. пример поясняет подход. Способ расчета может быть и др., но он должен позволять создавать информац. базу для службы управления качеством на всех стадиях инвестиц. цикла. На каждой стадии выполняются свои, характерные для нее управленч. действия.

 

На предпроектной стадии устанавливают набор требований к объекту в целом и его частям, конструкциям, используемым материалам и др. В процессе проектирования принимают конкретные решения, предусматривающие осуществление этих требований в готовом строит, объекте. Набор требований к проектируемому объекту определяется его функцион. назначением и реальными возможностями — финансовыми, технич. и др. Совокупность этих требований определяет заданный (нормативный) уровень качества будущего объекта. Этот уровень может быть сравнен с уровнем качества др. строит, объектов, мировыми достижениями. Задачей управляющей службы на этом этапе должен быть выбор и обоснование заданного уровня качества объекта.

 

Качество выполнения проектных работ определяется тем, насколько принятые в проекте решения выполнены на высоком профессией, уровне; экономичны по сравнению с аналогами, обеспечивают выдвинутые требования; учитывают условия производства, а следовательно, и надежность достижения этих требований; избавлены от ошибок в проектной документации. Качество проекта и работы проектной организации может быть оценено, напр., по излож. выше схеме. Управляющие воздействия должны быть направлены на создание условий, благоприятствующих выполнению проекта на высоком уровне качества. Это относится к организации работы коллектива, обеспечению соврём, технич. оборудованием, повышению квалификации, созданию материальной заинтересованности в высоком качестве проекта.

 

Осн. задача, стоящая перед службой качества на каждой из производств, стадий, — достижение проектного уровня качества продукции, изготовляемой на данной стадии. Для этого служба управления должна включать анализ хода производств, процесса, своеврем. разработку и проведение мероприятий, препятствующих появлению дефектов (а если они все же появляются, их быстрейшую ликвидацию); построить такую систему оплаты труда всех работающих, при к-рой размер заработка определяется качеством труда и произвед. продукции и только во вторую очередь — количеств, пок-лями.

 

Сложность конечной строит, продукции (зданий и сооружений) не застраховывает от передачи в эксплуатацию объекта с теми или иными дефектами, пропущ. или не поддающимися выявлению при приемке. Эти дефекты приводят к отказам, большая часть к-рых проявляется в первый период эксплуатации. Служба У.к. на этой стадии должна вести учет отказов, планировать и осуществлять мероприятия по обслуживанию объекта, направл. на снижение отрицат. последствий отказов; выявлять затраты и убытки, связ. с ликвидацией отказов или их последствий; в период действия гарантийного срока предъявлять рекламации строителям. По кол-ву и последствиям отказов в первый период службы объекта можно дополнительно (по отношению к приемочной) получить оценку качества работы строит, организации.

 

В последние два десятилетия стали применяться разл. системы управления качеством (комплексные, отраслевые и др.). Однако их распространение не привело к повышению качества строительства. Это явилось следствием многих причин, гл. из к-рых — установка на создание самостоят, систем У.к., действующих параллельно с осн. системами управления производством (кол-вом). Возникало противостояние этих систем, руководители и весь персонал производств, структур отдавали предпочтение выполнению количеств, пок-лей, а в отношении качества продукции не стремились достигнуть уровня выше "лишь бы сдать". По этому же принципу действовала и система материальный поощрений. Для достижения реальных успехов в повышении качества строительства следует создавать единую систему управления производством, в к-рой все подразделения, осуществляющие управление производством, должны быть наделены опре-дел. функциями в У.к. (учет, оценка, планирование, разработка и применение мероприятий, мотивация и т.п.). При этом для всех сотрудников — от рабочего до руководителя — должен строго соблюдаться принцип приоритета функций, связ. с повышением качества, перед выполнением количеств, показателей. Это должно находить контрастное отражение и в мотивации сотрудников.

 

Единств, дополнит, структурным подразделением должна быть служба контроля качества (СКК), укомплектов. вы-сококвалифициров. специалистами и соврем, средствами измерения. Контролер должен быть освобожден от ведения журналов, составления отчетов и др. подобных работ, которые должны быть полностью механизированы. Задача контролера — зафиксировать дефект и подать сигнал об этом. Хорошо организованная СКК обеспечит продуктивную работу по У.к.

 

В условиях рынка, когда предприятия и организации, работающие в сфере строительства, будет вынуждены конкурировать с целью получения заказов (на торгах и др.), качество продукции станет осн. пок-лем, обеспечивающим выживаемость фирмы. Орг-ция работы по обеспечению высокого качества строит, продукции и по ее постоянному повышению будут одной из осн. задач фирмы. Службы У.к. будут действовать на всех иерархич. уровнях.

 

На гос. (республиканском) уровне потребуется иметь структуру, в числе задач к-рой должны быть: разработка и систематич. обновление всех нормативных документов (СНиП, ГОСТ и др.); создание центр, метрологич. службы; создание в центре и на местах инспекции качества, обяз. не допускать нарушений норм и правил, грозящих катастрофич. последствиями, нарушениями экологич. обстановки и т.п. Инспекторы должны быть наделены большими полномочиями, вплоть до приостановки работ.

 

Заказчики (покупатели строит, продукции) должны организовать наблюдение за выполнением строит, работ на надлежащем уровне качества и в соответствии с проектом. В составе заказчика не обязательно иметь структуру, выполняющую эти функции. Целесообразно создание спец. организаций, выполняющих такие работы по договорам. Они должны принимать на себя материальную и юридич. ответственность за принятые обязательства.

 

У исполнителя (подрядной организации) должно быть особенно четко поставлено управление качеством работ: вне строит, организации или предприятия — это гарантия получения выгодных заказов, внутри — исключение потерь и убытков, которые могут существенно снизить затраты производства. В наст, время потери от низкого качества труда, порча материалов и продукции, как правило, не учитывается. По ряду наблюдений потери при этом могут достигать 7—15% прямых производств, затрат.

 

Система У.м.-т.р. в строительстве в настоящее время в связи с переходом к рынку еще не стабилизировалась. В строит, орг-циях и предприятиях стройиндустрии создаются коммерч. центры, брокерские службы. В этих условиях большое значение имеет создание службы маркетинга на предприятиях и орг-циях. Теоретич. основой У.м.-т.р. является теория запасов, позволяющая на научной основе организовать снабжение строек. Важное значение в системе У.м.-т.р. имеют подразделения производствен-но-технологич. комплектации. В рыночных условиях они призваны не только получать ресурсы и комплектовать ими объекты, но и изучать рынок и приобретать там материалы, заниматься бартерными сделками и вопросами маркетинга, т.к. существовавшие ранее между поставщиками и потребителями отношения распределения будут заменяться отношениями купли-продажи. Принципы маркетинга как системы, отражающей состояние рыночной экономики, являются основой деятельности органов У.м.-т.р.

 

Управление материально-техническими ресурсами - планомерное приобретение, распределение и своеврем. поставка от производителя к потребителю средств производства в требуемом кол-ве, необходимого качества и ассортимента. Органы У.м.-т.р. решают задачи: своевременного заключения договоров на поставку требуемой продукции; планомерного обеспечения потребности организации в средствах производства; сокращения времени пребывания товарно-материальных ценностей в сфере обращения; рацион, использования материальных ресурсов; создания эффективной системы приобретения и поставки материальных ресурсов; определения оптим. величины запасов во всех звеньях системы снабжения и сбыта; совершенствования складского х-ва, в т.ч. повышения уровня механизации погру-зочно-разгруз. работ; улучшения организ. структуры органов снабжения на основе внедрения научных методов управления и использования ЭВМ.

 



Условно-постоянные расходы. Установка для набрызга бетонной смеси. Установка растворосме-сительная. Устройство для термообработки стяжек. Узловой метод строительства. Управление материально-техническими ресурсами. Учет.

 

Главная  Термины [У] 



0.0089